Блюз на электрогитаре: как научиться играть слайдом

Содержание
  1. Пальцы или слайд?
  2. Где купить 12 струнную гитару?
  3. II позиция
  4. Боксы
  5. Как строится?
  6. Скоростные легатные пассажи
  7. Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях
  8. До минор (C min) — Ми-бемоль мажор (E♭ maj)
  9. Ре минор (D min) — Фа мажор (F maj)
  10. Ми минор (E min) — Соль мажор (G maj)
  11. Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)
  12. Соль минор (G min) — Си-бемоль мажор (B♭ maj)
  13. Си минор (B min) — Ре мажор (D maj)
  14. Тернэраунды в блюзе
  15. A (ля) минор блюзовая гамма — 6 позиций
  16. X позиция
  17. Арпеджио
  18. Позиции на грифе
  19. Использование в разных стилях
  20. V позиция
  21. Импровизация на одной струне
  22. XII позиция
  23. Для чего вам стоит выучить позиции Блюзовых гамм?
  24. Немного истории
  25. Для чего нужна пентатоника
  26. Пять позиций пентатоники
  27. Виды пентатоники
  28. Минорная пентатоника
  29. Мажорная пентатоника
  30. VIII позиция
  31. Аппликатуры и обозначения
  32. Подготовка к игре
  33. Применение пентатоники в разных стилях музыки
  34. Упражнения и блюзовые лики для развития техники игры
  35. Мажорная гамма в импровизации
  36. Как играть пентатонику на гитаре
  37. 1 1. Базис
  38. 2 2. Растяжка пальцев
  39. 3 3. Смещение рук при игре
  40. 4 4. Позиционирование на грифе
  41. 5 5. Обыгрывание нот
  42. 6 6. Обыгрывание со смещением
  43. 7 7. Три бокса, три октавы
  44. 8 8. Пентатоника и технические приемы
  45. 9 9. Пентатоника по всему грифу
  46. 10 10. Пентатоника в блюзе
  47. 11 11. Пентатоника в роке
  48. 12 12. Пентатоника в метале
  49. Структура гаммы
  50. Блюзовая пентатоника
  51. Хроматическая гамма
  52. Блюзовые гаммы. Теория простыми словами
  53. Как строится блюзовая гамма
  54. Минор
  55. Мажор
  56. Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы
  57. Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив
  58. Принципы построения и игры пентатоники
  59. Построение мелодии
  60. Бенд, слайд и вибратто
  61. Особенности аппликатуры (боксы)

Пальцы или слайд?

Слайд — это специальная металлическая, стеклянная или керамическая трубка, которая надевается на палец и используется для фиксации струн. Когда струна соприкасается не с мягким кончиком пальца, а с металлической поверхностью, звук гитары меняется до неузнаваемости. С момента зарождения жанра блюз и слайды шли рука об руку.

Но здесь нет жестких комиссий. Если вам нравится играть руками, пожалуйста. Если вы хотите ярких эмоций и аутентичного звука, попробуйте слайд. Его даже не нужно покупать — достаточно взять стеклянную бутылку или, например, складной нож. Этого будет достаточно, чтобы понять, нравится вам этот звук или нет.

слайд гитары

Профессиональная горка будет звучать не лучше бутылки. Разница в том, что вам не нужно держать его всей рукой. Трубка надевается только на один палец, остальные будут свободны. Таким образом, гитаристы могут совмещать слайд-технику с классической.

Насколько полным и громоздким может быть звук гитары, можно понять, купив двенадцатиструнную гитару.

Характеристики 12-струнной:

  • усиленный западный или большой корпус;
  • широкая шея;
  • металлические канаты, размещенные попарно — толстые с одной намоткой и тонкие без намотки. Струны настраиваются в унисон, однако, начиная с третьей пары, тонкая струна всегда настраивается на октаву выше.

Где купить 12 струнную гитару?

Для музыканта, умеющего играть на шестиструнной гитаре, вполне понятно желание купить 12-струнную гитару в Москве или другом регионе России.

Выбирая магазин для покупки 12-струнной гитары, обратите внимание на специализированные магазины, которые предлагают не только дешевые инструменты. Дешевая двенадцатиструнная гитара — большой соблазн, но помните, что двенадцатиструнная гитара оказывает мощную нагрузку на корпус гитары, поэтому одним из основных параметров двенадцатиструнной гитары является ее долговечность.

II позиция

(из соль-септаккорда Am7)

Изучая эту и последующие пентатоники блюза, обращайте внимание на положение блюзовой ноты (bV или #IV) в них и на длительные тона играемого аккорда. В этом случае звукоряд играет минорный септаккорд. Значит, это будут звуки А (корень) — (С) (третий) — Е (пятый).

Поэтому для аккорда C (C мажор) в одной аппликатуре необходимо визуально и акустически обозначить ноты — C (корень) — E (третий) — G (квинта).

Если вам сложно выполнить приведенный выше анализ, ограничьтесь определением только тембра и блюзового тона на клавиатуре.

В последнем такте нисходящая часть заканчивается ля (основной тон аккорда), а не септатом соль (с которого начинается исполнение блюзовой пентатоники в этой позиции).

Боксы

Для удобства игры и импровизации гитаристы разработали так называемые пентатонические коробки, которые представляют собой последовательность звуков той или иной пентатоники, не превышающую пределы 4 или 5 ладов, на всех 6 струнах гитары. Эти коробки часто изображаются в учебных материалах графически: на схематическом изображении грифа гитары с ладами и струнами. Точки нажатия струн на таких диаграммах обозначены кружками, иногда разноцветными, чтобы выделить тонический звук или вспомогательные ноты, используемые в импровизации.

Есть 5 позиций пентатоники для аппликатуры. Графические схемы этих позиций показаны ниже. На схемах цветными кружками обозначен тонический звук. В данном случае мы рассматриваем минорную пентатонику звука G (G).






Следует отметить, что коробки пентатоники подчиняются хорошо известной системе аккордов, называемой CAGED, то есть перемещая ту или иную аппликатуру коробки пентатоники по грифу гитары, они получают другую тональность.

Например, бокс любой позиции выше указанной пентатоники соль минор можно легко перевести в ля минор: для этого необходимо сдвинуть всю аппликатуру или ее часть от тонического звука вправо по клавиатуре двумя клавишами. (увеличивается на 1 тон).

Вторая особенность коробок заключается в том, что к ним применяется принцип тонального параллелизма. Это означает, что пентатонический диапазон звуков любого блока ля минор также действителен для мажорной параллели с ним. Другими словами, боксерская аппликатура в пентатонике ля минор идеально подходит для исполнения пентатоники до мажор. То же правило применяется ко всем остальным параллельным парам мажор-минор.

 

Существует также концепция блюзовой пентатоники, которая характеризуется присутствием на основе минорной пентатоники одной или нескольких так называемых блюзовых нот.

В аппликатуре ля минор это обычно нота ми-бемоль (нижняя квинта). Оказывается, появляется шестой звук.

Как строится?

Как и в случае с классическими гаммами, существует 2 типа пентатоники: мажор и минор. А пентатонические гаммы строятся на основе соответствующих диатонических последовательностей музыкальных звуков. Это удобнее рассмотреть на примере до мажор и параллельного ля минор.

Для лучшего понимания сначала рассмотрим классические звуковые последовательности: мажор — из ноты C, минор — из ноты A.

В мажорной гамме C между шагами III и IV (ноты E и F), а также между шагами VII и I (ноты C и C) интервалы высоты тона равны полутонам. В гамме ля минор звуки такие же, как и в до мажоре, но расположены в другом порядке (начиная с ноты ля). Поэтому, конечно, полутоновые интервалы остаются между теми же парами звуков (Mi-Fa и Si-Do), но только теперь у них совершенно разные номера шагов:

  • ноты Mi и Fa — это шаги V и VI соответственно;
  • ноты C и C — II и III степени соответственно.

В пентатонике нет полутонов между соседними звуками (они устраняются исключением 2 ступеней). Эти шаги (как мы только что узнали):

  • в мажорной пентатонике — IV и VII степени;
  • в минорной пентатонике — II и VI степени.

Конечно, из двух пар звуков каждой клавиши мы удалили те, которые не входят в тональные трезвучия (основные аккорды тональности). В нашем примере (параллельные гаммы до мажор и ля минор) звуки F и C были удалены. Следовательно, пентатонические последовательности до мажор и ля минор выглядят следующим образом.


На изображении показаны отрывки, удаленные из классических гамм до мажор и ля минор (зачеркнутые звуки), и остается только пентатоническая последовательность этих ладов.

По этой схеме вы можете составить и сыграть пентатонику в любой необходимой мажорной или минорной гамме, удаляя из нее ненужные звуки под соответствующими номерами пассажей.

Скоростные легатные пассажи

Блюз в основном играет в медленном или среднем темпе. Но некоторые гитаристы в своих ведущих партиях используют скоростные пассажи. Этот прием особенно распространен на стыке рока и блюза.

Переход между нотами в этой технике выполняется с помощью легата.

В импровизации быстрого пассажа гитарист обычно играет аккорд. Таким образом, он демонстрирует свой уровень производительности.

наследие нужно практиковать регулярно.

Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях

До минор (C min) — Ми-бемоль мажор (E♭ maj)

Ре минор (D min) — Фа мажор (F maj)

Ми минор (E min) — Соль мажор (G maj)

Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)

Соль минор (G min) — Си-бемоль мажор (B♭ maj)

Си минор (B min) — Ре мажор (D maj)

Тернэраунды в блюзе

Важной частью классического блюзового сочинения является перелом. Это короткая музыкальная фраза, которая возвращает слушателя к основной теме композиции.

Оборот может начинать и заканчивать песню.

Вы можете услышать классические примеры этой техники в «Milk Cow Blues» Роберта Джонсона, «Screamin ‘and Hollerin’ the Blues» Чарли Паттона и «It’s All Rock and Roll» Элис».

Ниже приведены примеры того, как играть в классические раунды или создавать свои собственные.

ИНТЕРЕСНО.

В русской народной музыкальной культуре аналог поворота — соло.

A (ля) минор блюзовая гамма — 6 позиций

Для начала, вы можете потренироваться на гамме ля минор без обозначений клавиш.

хорошая практика — установить весы самостоятельно. Мысленно сотрите ненужные ноты из натурального минора и постройте пентатонику. Затем добавьте 4 пониженных. Когда вы сделаете это один раз, все, что вам нужно сделать, это заблокировать необходимые звуки на клавиатуре.

X позиция

(с D — IV этап)

В последнем такте (как и во второй позиции) движение шкалы возвращается к устойчивому тону: всегда от D (четвертая) до E (пятая).

Арпеджио

Арпеджио — это последовательная игра нот. Другими словами, чрезмерно. В блюзе арпеджио усечено. В основном на первых или последних трех струнах. Это связано со стилем жанра.

Применение арпеджио акцентирует внимание на циклическом ритме музыкального произведения (раз-два-три, раз-два-три). В художественных целях гитаристы используют эту технику для создания напряжения, которое часто снимается группой.

 

Позиции на грифе

Практикуйте пентатонику с боксом, как и другие гаммы. Всего пять позиций. Затем они повторяются, но уже на октаву выше. Следует отметить, что для пентатоники работает система параллельных клавиш. Это говорит о том, что для пятиступенчатой ​​шкалы ля минор подходят пентатоники до мажор. Остальные ключи такие же.

Пентатоника ля минор на грифе гитары (зеленая точка указывает основной тон)

Использование в разных стилях


В чистом виде пентатоника используется в фолк-роке — мелодичные соло с ее использованием на акустической гитаре придают музыке особый колорит. Уместно использование баллады секвенции в медленном-среднем темпе.

В основе партий пентатоника стала классикой блюза. Множество известных произведений и сам дух этого музыкального направления делают пентатонику необходимым элементом в обучении начинающего блюзмена.

Пятиступенчатая интервальная система распространилась на новые отрасли тяжелой музыки: тяжелый металл, готику, альтернативу. В взвешенной версии пентатоника часто исполняется триолями, что придает партии динамизм и скорость.

V позиция

(от ла — тоника Am7)

Бокс, любимый всеми гитаристами мира, играющими в любом стиле).

Импровизация на одной струне

Эта техника помогает запомнить интервалы между нотами в пентатонике. Его суть заключается в том, что музыкальная фраза проигрывается на струне по всей длине грифа. Чаще всего это делается с помощью слайдера.

Прекрасный пример соло на струне — «Семь наций» Джека Уайта.

 

В качестве упражнения сыграйте пентатонику на струне на минусовке. Тональность — ре минор (Рем).

XII позиция

(от Mi — пятый Am7)

Далее по клавиатуре, в позиции XV он снова повторяет аппликатуру позиции II, в XVII — V и т.д.

Удачи в изучении гаммы блюза на гитаре!

 

Для чего вам стоит выучить позиции Блюзовых гамм?

Прежде всего, для импровизации необходимы блюзовые гаммы гитары. Наверняка многие задавались вопросом, как их любимые рок-музыканты делают свои потрясающие соло. Конечно, в студийных версиях есть какой-то узор или даже сохраненный текст. Однако опытные рокеры часто используют разные варианты, как при записи альбомов, так и в концертных турах. Например, гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж никогда не играл одних и тех же соло. На каждом концерте он добавлял к известным песням что-то новое и неизданное.

шкала блюза
Такие культовые блюзмены, как Стиви Рэй Вон, буквально рассыпались на звуковые жемчужины в своих выступлениях. Такие сольные партии могли длиться до десяти минут. Кроме того, умение импровизировать — важный навык, который пригодится в джемах. Это спонтанные совместные импровизации на заранее подготовленную тему, которые ценят и блюзовые, и джазовые, и классические музыканты.

Также шкала блюза полезна для разучивания уже знакомых песен. Вы будете приятно удивлены, когда начнете вспоминать старое соло или просто песню. Вполне возможно, что раньше вы долго и упорно запоминали каждую ноту, пытаясь запомнить цифры табулатуры. Но зная ноты гаммы блюза, многие фразы будут клише и их легко запомнить.

Немного истории

Сейчас сложно сказать, кто первым создал пентатонику. Конструкции, напоминающие этот диапазон, можно встретить в музыке Китая, Японии и жителей крайнего севера нашей страны. Но популяризировали пентатонику западные музыканты. Со временем его начали использовать в ритм-н-блюзе и хард-роке. Многие виртуозы гитары не могут представить себе игру без этой техники.

Для чего нужна пентатоника

На основе этой гаммы построены многие сольные и мелодические части гитарной музыки. Знание пентатоники позволяет музыканту свободно, эффектно и интересно импровизировать, сочетая базовые ноты ряда с окружающими их. Наибольшей популярностью пользовалась пентатоника в стиле блюз. Однако он встречается как в роке, так и в металле. Пентатоника использовалась Ричи Блэкмором, Ингви Мальмстином, Джимми Пейджем и Заком Уайльдом, которые обычно предпочитают строить свои соло исключительно на пяти звуках.

Школа классической гитары настаивает на обязательном изучении пентатоники. И даже если некоторые учителя скептически относятся к этому, изучение этого пойдет только на пользу.

Пять позиций пентатоники

Аппликатура минорной и мажорной пентатоники на всей клавиатуре.
Пентатонический блюз — помните систему аккордов CAGED?
Для шкалы пентатоники у нас есть аналогичная система: пять позиций шкалы пентатоники. Если вы их исправите, вы сможете играть пентатоническое соло где угодно на клавиатуре.
Разберем пять позиций шкалы минорной пентатоники:

Немного о схеме:

  • схема дана для несовершеннолетних, но вы можете передвинуть ее по своему усмотрению;
  • тонированы черные круги;
  • в кружочках с косой чертой первое число — это палец для второй ноты с предыдущей позиции, а второе число — для первого пальца следующей;
  • для удобства позиции выделены цветом.

Мы играем минорную пентатонику от корня нашей тональности, если это минор.
Лаборатория 2
Воспроизведите все пять позиций шкалы минорной пентатоники ля минор (начинается с первой): теперь мы знаем основную пентатонику: гамма мажорной пентатоники является вариацией гаммы минорной пентатоники, когда ее третья позиция становится первой и разыгрывается к тонике мажорной тональности Минорная пентатоника и мажорная пентатоника, которая не на малая треть вперед от нее — две параллельные гаммы.
Пять позиций основных приложений шкалы пентатоники на диаграмме — для основной практики 3
Сыграйте все пять позиций мажорной пентатоники до мажор (практикуйтесь одновременно с транспонированием аппликатур): минорная пентатоника имеет небольшое расширение, пентатоника блюза Пентатоника блюза — это вариация минорной пентатоники, которая добавляет пятый шаг. Эта шестая нота добавляет гамме нотки блюза:
Пять позиций шкалы пентатоники блюза Практика 4
Сыграйте все пять позиций пентатоники блюза ля минор — вы также можете использовать гамму пентатоники блюза в мажоре. Начните играть с третьей позиции шкалы пентатоники. Ну, а с самой шкалой пентатоники мы уже знакомы, теперь научимся с ней работать

Виды пентатоники

Есть два основных типа пентатоники: мажор и минор.

Минорная пентатоника

Пентатоника ля минор считается классической для изучения и исполнения. Строительная система CAGED. Младшие квадраты пентатоники указывают его исполнение в разных тональностях. При чтении малых квадратов яркие (или цветные) точки обозначают тонические, черные (или неокрашенные) — все остальные ноты гаммы.

Мажорная пентатоника

Играется соль мажор, позиции выстраиваются в том же порядке, что и минор: CAGED. Играя в основные коробки, вы можете переключаться на другие. Таким образом, гитарист играет на пентатонике, двигаясь по всей шее, что открывает широкие возможности исполнения даже в контексте импровизации.

VIII позиция

(от C — третий Am7)

Аппликатуры и обозначения

Ниже приведены примеры аппликатуры. Цифра указывает на палец, которым нужно удерживать нужную клавишу (1 — указательная, 2 — средняя и т.д.). Тоники (черный кружок) — это звуки, на которых строится гамма. Для наглядности синяя нота выделена зеленым.

Выучив аппликатуры для определенной позиции, вам будет легче перейти на параллельные шкалы (так как они совпадают на пальце). Кроме того, это поможет не думать (в каком я сейчас боксе?), Когда импровизировал. Для этого вы можете использовать блюзовые аккорды в качестве ритма и играть на них небольшие соло, основанные на знакомых позициях.

ноты гаммы блюза

Подготовка к игре

Этот раздел руководства предназначен для всех, кто хочет научиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не требуется — просто бери и играй. Но здесь можно настроить эквалайзер или добавить в цепочку пару педалей, добившись желаемого звучания.

Прежде всего, забудьте об искажениях. Блюзмены используют чистый или слегка нагруженный звук, то есть небольшой овердрайв. Высокий уровень усиления вызовет множество отвратительных шумов и многократно усилит шум через оболочку струны. Он также сжимает поток, обрезая всю динамику блюзового звука.

Есть специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Если вы не можете его найти, используйте обычный овердрайв. Здесь важно не переборщить. В некоторых композициях хорошо себя проявит эффект Wah-Wah. Но на этапе обучения его лучше не трогать.

блюзовый пилот

Второй совет: не загружайте в эквалайзер слишком много частот. Вместо того, чтобы увеличивать средние частоты, лучше уменьшить уровни низких и высоких частот. Этот простой прием даст вам более приятный и естественный звук.

Применение пентатоники в разных стилях музыки

Звук Angelitonic используется до сих пор. Например, хэви-метал, хард-рок, когда гитаристы используют принципы гармоничных движений классических мелодий, сочетая их с современным звучанием. Поп-музыка не исключение. Этот тип гаммы также используется в металле, в котором были заимствованы элементы мелодий 80-х годов.

Упражнения и блюзовые лики для развития техники игры

Чтобы применить полученные знания на практике, мы представляем вам несколько подготовленных примеров. Это так называемые синие лица. Готовые клише-ходы, используемые музыкантами всего мира. Они используют и группы, и слайды, и гитарные арпеджио. Освоив несколько лиц, вы можете вставить их как в импровизацию, так и в качестве дополнительных фишек в уже знакомые композиции.

Мажорная гамма в импровизации

В блюзе допускается сочетание мажорной и минорной гамм. Это довольно сложная техника импровизации. Это требует знания точного расположения корневого, 3 и 5 регистров для каждого ключа.

Пример совмещения двух шкал на табулатуре.

Объединение двух шкал на табулатуре

ВАЖНО! Как все не испортить.

Комбинируя мажорную и минорную гаммы, имейте четкое представление о том, какие ноты можно играть, а какие нельзя. Ошибка может привести к неправде, которую очень сложно скрыть. Если вы все же сыграли не ту ноту, попробуйте растянуть ее с помощью полосы до нужной вам ноты.

Как играть пентатонику на гитаре

Пентатоника является основой 90% ведущих партий в музыке разных стилей. Освоение этой гаммы позволяет без проблем импровизировать или играть соло в любом стиле. Сольные партии не отличаются разнообразием нот, но благодаря активному использованию легато, слайдов, бендов и различных звуковых эффектов пентатонические соло обладают определенным шармом.

1 1. Базис

как играть на пентатонике, как играть на пентатонике с электрогитарой, как играть на пентатонике, как играть на пентатонике с гитарой, пентатонике с гитарой, как отбивать пентатонику с гитарой, что такое пентатоника , пентатоника в блюзе, пентатоника в роке, пентатоника, пентатоника, электрогитара, пентатоническое упражнение, пентатоническое упражнение, как играть пентатоническое упражнение

Для начала рассмотрим пентатоническую гамму ля минор, состоящую из звуков A, Do, D, Mi и G. Пентатоника состоит из пяти нот (отсюда и слово «пента» в названии) и в пределах одного и того же ноты проигрываются не менее двух раз.

  1. Упражнение 1. Пентатоника ля минор
  2. Упражнение 1. Пентатоника ля минор
  3. Упражнение 1. Основы практики пентатоники ля минор

2 2. Растяжка пальцев

как играть на пентатонике на электрогитаре

Это упражнение потребует хорошей растяжки пальцев. Избегайте ситуаций, когда ваши пальцы мешают друг другу во время игры. Если вам неудобно нажимать на струну вторым (средним) пальцем, замените его третьим (кольцевым).

  1. Упражнение 2. Растяните пальцы

3 3. Смещение рук при игре

как играть на пентатонике на электрогитаре

Упражнение на движение рук во время игры. Переход должен быть максимально плавным.

  1. Упражнение 3. Двигайте руками во время игры

4 4. Позиционирование на грифе

как играть на пентатонике на электрогитаре

Это упражнение направлено на освоение положения клавиатуры при игре на пентатонике. Сыграйте первые три ноты с помощью хаммера, затем продолжайте поднимать руку, чтобы занять правильное положение.

  1. Упражнение 4. Расположение на клавиатуре

5 5. Обыгрывание нот

как играть на пентатонике на электрогитаре

Обратите внимание, что в этом примере пентатоника ля минор воспроизводится в одной ячейке. Подобные модели отлично подходят для импровизации в стиле классического рока или блюз-рока.

  1. Упражнение 5. Сыграйте по нотам

6 6. Обыгрывание со смещением

как играть на пентатонике на электрогитаре

Усовершенствованная версия предыдущего примера, которая поможет вам практиковаться с точностью перемещая руки и пальцы вдоль перекладины. Здесь мы играем пентатонику внутри двух ящиков, а не одной. Подобная форма смещения рук может использоваться для любого другого упражнения пентатоники.

  1. Упражнение 6: играйте с предвзятостью

7 7. Три бокса, три октавы

как играть на пентатонике на электрогитаре

В отличие от предыдущих примеров, начинающихся с пятой струны, в этом упражнении в качестве отправной точки используется шестая струна. Пример охватывает три октавы: игра происходит в трех разных квадратах. Более сложная структура, чем в примере, получается прыжком по струне и не всегда удобной последовательностью нот.

  1. Упражнение 7. Три квадрата, три октавы

8 8. Пентатоника и технические приемы

как играть на пентатонике на электрогитаре

Отличный пример того, как можно обыграть пентатонику в блюз-роке. Обратите особое внимание на приемы: при скольжении рука перемещается к следующему ящику, а изгибы должны придавать звуку более мелодичный (такой же шарм, как и пентатоника).

  1. Упражнение 8. Шкала и техника пентатоники

9 9. Пентатоника по всему грифу

как играть на пентатонике на электрогитаре

Этот пример суммирует то, что вы узнали, и использует все методы из предыдущих упражнений. Партия основана на пяти нотах по всей длине клавиатуры и охватывает одновременно четыре октавы в пентатонике ля минор. Выполняйте упражнение медленно, а затем постепенно увеличивайте темп.

  1. Упражнение 9. Пентатоника на всей шее

10 10. Пентатоника в блюзе

как играть на пентатонике на электрогитаре

Блюзовый пример того, как играть на пентатонической электрогитаре в блюзе. Для упражнения лучше всего использовать только первый и третий пальцы — это обеспечит лучшую ориентацию на перекладине. Слайды в этом примере помогут вам быстро и легко изменить положение руки во время игры.

  1. Упражнение 10. Шкала пентатоники блюза

11 11. Пентатоника в роке

как играть на пентатонике на электрогитаре

В этом примере используется четырех нотный блюзовый паттерн с пентатоникой, играемой вдоль струны. Играйте по нотам не только медиатором, но и хаммером.

Пример отлично подходит для воспроизведения музыкальных зарисовок по всей длине шеи, поэтому после практики переходите к игре в разных тональностях.

  1. Упражнение 11. Пентатоника в роке

12 12. Пентатоника в метале

как играть на пентатонике на электрогитаре

В тяжелой музыке пентатоника обычно использует постоянное повторение одних и тех же нот в более высоком темпе. Этот пример основан на простом предложении из шести нот. Не гонитесь за скоростью: сначала работайте над примером медленно и только потом набирайте скорость.

  1. Упражнение 12. Металлическая пентатоника

Структура гаммы

Пентатоника сформирована аналогично любой другой гамме. Ноты нужно ставить в одну строку по принципу минор или мажор. Единственное отличие состоит в том, что из этой конструкции нужно убрать две ноты (или два отрывка).

  • В минорной тональности это четвертая и седьмая ступени.
  • По мажору — второй и шестой.

Блюзовая пентатоника

Самое интересное в блюзе — это импровизация. Без него вы не сможете сочинить свою мелодию или приукрасить чужую. А чтобы импровизировать, нужно выяснить, какие ноты у вас есть.

Шкала блюза основана на гамме минорной пентатоники. Еще одно примечание добавляется между 3-м и 4-м шагом. Именно она помогает создать этот очень характерный звук. Спустя десятилетия проб и ошибок блюзмены нашли 5 самых удобных боксерских позиций для игры.

Красная точка — это тоника, основная нота, из которой построена мелодия. Синий такой же дополнительный звук. Выберите любой лад на гитаре и попробуйте сыграть все ноты в каждой позиции по очереди. Даже без дополнительных приемов вы сразу услышите этот особенный характер мелодий.

Постарайтесь выучить все ящики, чтобы пальцы могли легко бегать по канатам «на машине». Если постоянно думать о том, что сдерживать, в импровизации не может быть никаких сомнений.

Хроматическая гамма

Хроматическая (или хроматическая) гамма — это гамма, в которой интервалы между нотами составляют полтона.

В блюзе хроматика используется для создания нестабильного звука. Если вы используете хроматическую гамму в соло или риффе, вам нужно будет добавить постоянные тона в следующем такте. Например, тоник.

Играйте на табулатуре. В этом фрагменте хроматика добавляется к концу первого такта. Второй такт начинается с основной ноты. Добавляет мелодию стойкости.

 

Блюзовые гаммы. Теория простыми словами

Как строится блюзовая гамма

Если вы не знаете, что такое шкала пентатоники, рекомендуется ознакомиться с предложенной ссылкой. Это основа музыки blue desire, которая поможет вам за считанные минуты построить необходимую гамму.

Минор

Минорная блюзовая гамма построена на основе структуры минорной пентатоники.

Соответственно:

Минорная пентатоника: минорная треть — мажорная секунда — мажорная секунда — минорная треть;

Минорная гамма блюза: минорная треть — мажорная секунда — минорная секунда — минорная секунда — минорная третья.

Чтобы понять эти музыкальные интервалы, выделите на инструменте (скажем, от ноты А): 1,5 тона — тон — полутон — полутон — 1,5 тона.

Проще говоря: «контрольная точка» — 6-я струна 5-й лад — переместить палец на 3 лада вправо — переключиться на 5-ю струну 5-й лад — переместить палец на ладу вправо — переместить палец на ладу лад вправо — 4-й кантри 5-й лад — переместите палец на 2 лада вправо.

Конечно, это сделано для подробного анализа для новичков. Ниже будут аппликатуры для облегчения исполнения.

Мажор

Построим мажорную пентатонику: мажорная секунда — мажорная секунда — минорная третья — мажорная секунда;

Мажорная блюзовая гамма: мажорная секунда — второстепенная секунда — второстепенная секунда — минорная третья — мажорная секунда, или:

Тон — полутон — полутон — 1,5 тона — тон.

Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы

Как вы могли заметить, основные отличия заключаются в интервальной диаграмме. Именно благодаря этому получается друг от друга разный звук. Кроме того, из-за особенностей строения самой пентатоники (отсутствие 2-й и 6-й ступеней минор; 4 и 7-й ступени в мажоре) меняется и «музыкальный состав» шкалы.

Например, гаммы блюзовой гитары ля минор и до мажор соответственно):

Ла — до — ре — РЕ ДИЭЗ — ми — соль;

До-ре-МИ БЕМОЛ-ми (бекар) -соль-ля.

Обратите внимание, что у параллельных чешуек одинаковая аппликатура. Рассмотрим на примере соль мажор (блюз — G — A — C BEMOLAS — si bacar — re — E — G). Чтобы сыграть параллельную минорную гамму, вам нужно понизить минорную треть. Соль — 1,5 тонны = ми. Итого получаем ми минор (блюз — е (open 6) — g — a — SI BEMOL — si bekar — re — e). Аппликатура в коробке такая же. Кроме того, аппликатура клавиш одинакова на всей клавиатуре.

Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив

Чтобы сыграть блюз на гитаре, вам абсолютно необходимо знать, как выглядит этот «криминально-таинственный» звук. По шкале пентатоники необходимо:

В минорной тональности — опустить четвертую ступень;

По мажору — ниже третий уровень

В минорной тональности это связь между третьим и четвертым шагом.

По мажору — между вторым и третьим.

Взгляните на пример ниже, где нужная заметка выделена стрелкой.

Принципы построения и игры пентатоники

Выделяют следующие виды пентатонических гамм:

  1. Полутона. Интервал между нотами в полутонах. Например: «си-до-ми-фа-соль». Расстояние между «b-do» в полутонах, от «mi» до «fa» — тоже полутон. Этот тип пентатоники часто встречается в японских музыкальных композициях.
  2. Не полутона. Самая популярная пятиуровневая лестница. Ноты тоже в пятых. Важно помнить, что интервал между двумя соседними нотами составляет большую секунду. В другой версии это второстепенная треть. На этой шкале пентатоники нет малых секунд. Следовательно, важности ключа нет. Эта разновидность используется в рок-, поп- и блюзовых композициях европейских стран. Для наглядности: «прыжок-ла-си-ре-ми».
  3. Смешанный. Сочетайте полутоновые и полутоновые пентатонические звуки: «ля-си-ре-ми-фа».
  4. Умеренный или сландро. В этом случае отсутствуют тоны и полутоны: «до-ре-диез-фа-диез-ля-до».

Несемитоническая пентатоника делится на два подтипа:

  1. Мажорная пентатоника. Он не содержит двух фаз: 4-й и 7-й. Принцип построения: большой второй большой второй маленький третий большой второй. Из-за особой конструкции из выбранной ноты создается шкала из пяти звуков.
  2. Минорная пентатоника. Звучание очень похоже на натуральный минор, но вторая, шестая ступень из него исключена. В композиции присутствует минорное трезвучие. Формула настройки — второстепенная третья мажорная вторая вторая мажорная третья минорная треть.

Пятиуровневая мажорная гамма содержит диезы — звуки мажорного трезвучия. Минор — квартира.

Построение мелодии

Когда вы привыкнете к пентатонической аппликатуре, вы сможете приступить к импровизации. Сначала попробуйте сыграть в той же гамме, но с разными ритмическими паттернами. Комбинируйте октавы и каре. Смените направление, «прыгайте» на 1-2 ступеньки лестницы, сделайте перерыв. Через некоторое время ваши руки будут помнить, какая техника звучит хорошо, а какая так себе.

Не забывайте метроном. Ритм очень важен в музыке. Об этом нельзя забывать даже при игре медленных, «тянущих» композиций, а тем более при свинг-драйвовых риффах. Вам может быть сложно и необычно упражняться в игре на метрономе. Но без этого невозможно развить хорошее чувство ритма.

блюз

Попробуйте сыграть на разных позициях. Никто не запрещает менять их во время игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного отличаться. Еще немного поэкспериментируйте и вы получите много интересных мелодий в свою копилку.

Бенд, слайд и вибратто

Ни одна блюзовая композиция не обходится без этих трех техник. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и неповторимой.

Слайд — это простейший трюк. Особенно эффектно это звучит при игре со слайдом (такова терминологическая тавтология). На самом деле вся техника игры сводится к тому, чтобы не снимать трубку со струн, а вести по их поверхности. Всегда есть звук, даже при смене положения руки.

Если поиграть пальцами, суть останется прежней. Например, вы дергаете струну на пятом ладу, издаете звук и затем скользите вниз до седьмого лада. При этом отпускать палец не нужно. Скорость зависит от контекста — иногда нужно выходить быстро, иногда плавно.

Следующий важный прием в блюзе — изгиб. Это изменение тона без изменения тональности. Надавите на струну, а затем проведите ею по грифу. Он тянется и звучит выше. Обычно кривые натягиваются на тон или полутон. Сделать это несложно. Сложная часть — научиться дергать за струны, чтобы полученный звук соответствовал вашей гамме.

гитара

Это очень важный момент. Если вы измените тон только на четверть, он не будет соответствовать мелодии и вызовет диссонанс. Если вы поднимаете струну на полшага, но получаете ноту, которая не включена в вашу пентатонику, снова возникает диссонанс.

Например: между 3-м и 4-м шагом вашей гаммы расстояние составляет всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете удерживать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее до тех пор, пока не станет звучать так, как будто вы играете на 8-м ладу. Вы можете потянуть еще выше — до 9-го лада — и получить 5-ю пентатонику.

Еще одна универсальная техника — вибратто. Когда вы играете длинную ноту (например, четвертую в серии из 8), вы можете придать ей особый цвет, привлечь внимание. Если вы умеете складывать, освоить вибратто будет несложно. Просто увеличивайте и уменьшайте напряжение, чтобы получить ударную характеристику. Вы можете немного изменить тон или получить двухтональную амплитуду. Что и когда это звучит лучше всего, можно понять, только поэкспериментировав.

Этот небольшой материал поможет вам начать работу. А дальше — это просто вопрос практики. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, попробуйте сочинить собственные мелодии, добавить аккорды в композицию, активно использовать кривые и слайды. Лучший способ научиться играть блюз — это играть на нем.

Особенности аппликатуры (боксы)

Аппликатура — это последовательность нажатия струн на гриф в дополнение к извлечению звуков. Пентатонические гитарные боксы универсальны. Ряд из пяти шагов до мажор и ля минор имеет одинаковую аппликатуру на клавиатуре. Положение тонального центра другое, как и другие отрывки.

Оцените статью
Блог об игре на гитаре