Блюз на бас-гитаре: самые простые аккорды для начинающих

Содержание
  1. Блюзовый ритм
  2. №5: риффы
  3. Что необходимо для игры блюза на гитаре
  4. Выбор гитары
  5. Отстройка гитары
  6. Толщина струн
  7. Звукосниматели
  8. Усилители
  9. Гитарные эффекты
  10. Пошаговая инструкция как играть блюз
  11. Подвижные формы на открытых струнах
  12. Подвижные формы аккордов с открытыми струнами E (ми)
  13. Подвижные формы аккордов с открытыми струнами A (ля)
  14. №2: аккорды с надстройками
  15. Построение мелодии
  16. Бенд, слайд и вибратто
  17. Немного из истории блюза
  18. Блюзовые аккорды
  19. Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды
  20. Аккорды в виде баррэ. Система CAGED
  21. 3 аккорда на всем грифе гитары
  22. Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов
  23. Учимся играть блюз. Блюз на гитаре. Уроки Импровизации Подготовка к игре
  24. Аккорды
  25. Упражнения
  26. Видео
  27. Приемы игры
  28. Пальцы или слайд?
  29. Где купить 12 струнную гитару?
  30. Подготовка к игре
  31. Блюзовая пентатоника
  32. Построение мелодии
  33. Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля
  34. Слушать
  35. Блюзовый ритм
  36. Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.
  37. Тренировка игры под минус
  38. Блюзовая пентатоника
  39. Приемы игры
  40. Разбор других песен
  41. Работа над фразировкой

Блюзовый ритм

Типичный блюзовый ритм называется перетасовкой. Перемешивание — это триплет 4/4.

На второй доле вместо ноты стоит пауза. Считается так: «Один — и — два, один — и — два». Этот ритм — отличительная черта чикагской школы.

На табулатуре случайный ритм выглядит так:

Примеры перемешивания показаны ниже. Кстати, это основы, на которых можно развивать свои навыки импровизации.

Классический блюз играет в темпе 4/4 и 12/8. Но современные исполнители блюз-рока успешно адаптируются и к блюзу 3/4 и 6/8. Например, Джек Уайт со своей версией песни «Love is Blindness».

№5: риффы

В этом квадрате находится почти весь «арсенал», рассмотренный в примере n. 4 с небольшими вариациями + оригинальные аппликатуры мажорных аккордов с добавлением дополнений, которые Пол Гилберт любит использовать при исполнении блюза.

Открытки и заметки (скачать здесь):

Во второй половине второго такта аккорд A проходит дальше по квадрату (те же аппликатуры Гилберта):

Первая ля (ля мажор) — два удара вверх. Не совсем обычное расположение пальцев: мизинцем прижимается 6-я струна, указательная полоса прижимает 4-ю, 3-ю и 2-ю струну, но его верхняя часть приглушает 5-ю струну, 1-я также не участвует в аккорде.

Не убираем пальцы с аккорда, а добавляем к аппликатуре 2-ю и 3-ю секунду (соответственно 11-ю и 6-ю шаги к аккорду). Никак на землю.

Мы также играем аккорд D в 6-м такте: аппликатура в 7-й позиции.

В 9 тактах (E) и 10 тактах (D) второй и третий пальцы складываются молотковой техникой: удар медиатором по основному аккорду, а затем добавление второго и третьего пальцев (без ударов по струнам — связаны)

В обороте предложение взято из примера n. 4, но в другом месте. Также в 11 тонн добавлен A7 в аппликатуре E7 (без шестой и первой струн), а в 12 тоннах — дека E9 — E 9/13 — E9.

Что необходимо для игры блюза на гитаре

При исполнении произведений в смешанном ансамбле следует учитывать, что настройка духовых и струнных инструментов немного отличается, вам нужно будет выбрать тональность, одинаково подходящую для всех. В этом случае не задействуются первые лады гитары, в этом случае используется зажим для облегчения игры. Это устройство снижает потребность в установке планки, что затруднительно для людей с короткими и слегка вытянутыми пальцами.

Для производства звука потребуются медиаторы, но не металлические, а эластичные, чтобы не слышались металлические тона. Пластиковый панцирь и панцирь черепахи хорошо гасят колебания струны. Плоттер черепаховый — дорогой, его использование не всегда оправдано из-за высокой жесткости. Толщина пластика 2-3 мм — этого достаточно, чтобы звук был бархатистым на всех струнах (плетеных и моно).

При использовании электрогитары вам потребуются звукосниматели, стереодинамики с мощными динамиками, усилитель и микшерный пульт, благодаря которым вы можете настроить реверберацию, придающую звуку объем и петли. Добиться объемного звука на 12-струнной акустической гитаре можно без использования современного электрооборудования. Особенность его настройки в том, что каждая струна продублирована, верхняя настроена максимально точно с камертоном, а дублированная — на четверть тона ниже.

Выбор гитары

Иногда блюзовые исполнители используют ударную технику на корпусе гитары, чтобы отбивать ритмические узоры, усиливая афроамериканский вкус музыки. Классическая гитара так долго не протянет. Выход есть: выбрать гитару, у которой резонансная дека защищена оболочкой от конца грифа до вокального голоса. Он закреплен на несколько мм выше одеяла. Каждый щелчок ладонью или медиатором усиливается, как и звук струн. Эта часть также приглушает металлические оттенки.

При выборе в первую очередь следует обратить внимание на отсутствие изгибов на шее, ровность подъема струн над седлами (они не должны касаться седел и быть слишком высоко над шеей). Флаглет обязательно должен быть за порогом 7 лада, звук должен быть чистым, звонким. Лучший инструмент даст аналогичные результаты на других ключах. При ударе костяшками пальцев по параллельным участкам моста к шее звук должен совпадать по высоте.

Регулируемый гриф подходит для новичков, так как эти гитары в основном продаются как потребительские товары. Они дешевле, но качество звука для блюзовых исполнителей им не самое лучшее. Для стабильного и бархатного звучания больше подходят концертные или оркестровые инструменты с клеевым грифом.

Отстройка гитары

Покупая гитару у именитого мастера или фабрики, учитывая все советы по выбору, вряд ли вам понадобится переделывать гитару дальше. Средство не любит чужие руки, лучше покупать новый, неиспользованный. Это избавит вас от разочарований, от необходимости пользоваться услугами мастера по стрижке седел, регулировке шеи.

На начальном этапе вам нужно будет регулярно настраивать гитару до тех пор, пока колки не начнут удерживать натяжение струны на требуемом уровне в течение длительного периода игры. После недели интенсивного использования инструмента растяжение (качественных) струн заканчивается. Низкокачественные не выдерживают.

Тюнеры или камертоны A или Mi помогут настроить гитару. Если вы настраиваетесь с ноты A — тогда:

  1. Высота камертона должна сливаться со звуком пятой струны (второй сверху).
  2. Такой же звук должен быть на верхней струне при нажатии пятого лада.
  3. четвертая струна (D) также на четверть выше по звучанию, чем A, как от A до E. Запертый на пятой струне, пятый лад соответствует звучанию открытой четвертой струны.
  4. третья струна (G) также настроена на пятый лад расположенной над ней струны.
  5. B — вторая струна соответствует 4-му ладу струны G.
  6. лучше всего настраивать первую струну на шестую струну. Несмотря на октавную разницу в тоне, они должны смешиваться.

Настройка инструмента на тюнер не всегда дает наилучший результат, который во многом зависит от характеристик инструмента. Люди с абсолютным музыкальным слухом со временем учатся настраивать инструменты без камертона, что практически недоступно мастерам. Мастер-классы по настройке гитары — хороший способ для новичков избежать ошибок, ведь настроить инструмент можно с помощью приборов, измеряющих количество колебаний струны, соответствующее звуку определенной высоты.

Толщина струн

Выбор длины и толщины струны во многом зависит от конструкции самой гитары, рекомендуемый номер указывает производитель. Для блюза, звучание которого должно быть завораживающим, необходимо использовать металлические струны средней толщины. Широкая тесьма серебряных верхних струн уступает латунным по насыщенности звука. 1-3 слишком тонкие струны дадут ненужный звон.

Звукосниматели

Super Distortion — это двухкатушечный хамбакер, который подавляет фон на частотах 50 и 60 Гц, усиливает звучание средних частот, уменьшает плавление звуков, гасит вибрации во время тремоло, глиссандо, вот почему этот звукосниматель, популярный в 70-х и 90-х годах. 80-е, это интересно исполнителям блюзовых аранжировок на электрогитарах… Подходит тем, кому нужно улучшить басовый спектр звуков. Те, кто предпочитает играть в верхнем регистре, предпочтут Super 2.

Двойной звук — при установке с одиночной катушкой он обеспечивает аналогичные характеристики по устранению мелодии из тонов и вибраций сети. Удобен тем, что он устанавливается ближе к концу шеи, что упрощает его использование в высокотехнологичных играх.

PAF: Основное действие предназначено для среднего регистра звуков, часто используется в сочетании с Super Distortion. Он хорошо сочетается со старомодными ламповыми усилителями, которые не поставляются с системой Mastervolume.

На рынке много качественных звукоснимателей, в том числе универсальных. Главный критерий их выбора исполнителями блюза — совместимость с остальной системой воспроизведения звука.

Усилители

По принципу использования звукоусилители можно разделить на 5 групп:

  1. Комбинированный — многофункциональный.
  2. Предварительные сведения: используются в больших помещениях, устанавливаются вдали от источников звука.
  3. Усилители мощности предназначены для усиления акустических гитар.
  4. Ламповые лампы отличаются хорошими показателями звукоусиления, возможностью регулировки, но они очень капризны и сложны в управлении.
  5. Цифровой усилитель — это устройство для домашнего использования, для фотоаппарата. Не подходит для профессиональных занятий музыкой.

Гитарные эффекты

Искать блюз-гитару на территории России — дело неблагодарное. С помощью специального устройства (bluesdrive) классическому инструменту можно придать характерный звук, состоящий из потрескивающего звука, напоминающего тот, который сопровождает воспроизведение музыки с виниловых пластинок. Есть и другие интересные устройства, которые удаленно изменяют звук гитары с инструмента на усилитель:

  1. Дисторшн добавляет звуку агрессии, резкости, тяжести.
  2. При воспроизведении хард-рока используется овердрайв или овердрайв, это устройство также будет издавать басовый визг.
  3. Fuzz — это эффект ретро в стиле хард-рок.
  4. Wow-Wah придает звуку квакающий звук, напоминающий эффект, производимый саксофонистами, открывая и закрывая рог духового инструмента специальной крышкой или клапаном. Это устройство обязательно понравится джазовым и блюзовым исполнителям.
  5. Задержка задержит воспроизведение звука.
  6. Реверс — создание эха и акустики большого концертного зала в маленькой комнате.
  7. Флэнджеры передают звук авиационных турбин и движение звука, чередуя воспроизведение разных динамиков.
  8. Хор преобразует звучание инструмента в звучание дуэта или большого ансамбля.
  9. Тремоло.
  10. Эквалайзер подсвечивает цвета выбранного штампа при воспроизведении, скрывает ненужные.
  11. Octaver помогает повысить или понизить звук на несколько октав без больших скачков по грифу.

Выбор необходимых эффектов зависит только от личных предпочтений музыканта, стиля игры и выбранного репертуара.

Пошаговая инструкция как играть блюз

Помимо ритмичной игры аккордов, в блюзе необходимо использовать мелодию. Следующие ноты используются в качестве примера тональности ля минор в движении вверх и вниз по струнам и ладам на клавиатуре:

  1. 1-я струна — 5-й лад; 3 пуговицы; открытым.
  2. Вторая струна — 3 лад; 1 кнопка.
  3. Третья струна — 2 лад, открытый.
  4. Четвертая струна — это второй открытый лад.
  5. Пятая струна — это открытый третий лад.
  6. Шестая струна — это открытый третий лад.

Теперь, начиная с первой струны, все ноты необходимо сыграть в обратном порядке по отношению к открытой струне.

Чередуя аккорды и мелодию, вы сможете освоить блюз в тональности ля минор.

Подвижные формы на открытых струнах

Подвижные формы аккордов с открытыми струнами E (ми)

Опять же, мы поясним, что в этом разделе мы даем только формы аккордов, а не сами трезвучия. Играя ими на разных клавишах, вы получите разные результаты с точки зрения звука.

Есть две подвижные формы септаккорда: шестой на любом ладу, четвертый на том же ладу и третий нижний.

Как вариант, нажмите и удерживайте шестой, четвертый и второй лады на том же ладу, а третий — ниже.

Форма третьего аккорда выглядит так: зажмите первый вариант формы седьмого аккорда и добавьте к нему струну си, сдавив на лад ниже.

Подвижные формы аккордов с открытыми струнами A (ля)

Форма седьмого аккорда из ля построена так: квинта привязана к любому ладу, четвертый — более высокий, третий равен пятому. Вам просто нужно сыграть на этих трех струнах.

Форма неаккорда выглядит так: вы играете первый, второй и третий лад на любом ладу, пятый на том же ладу и четвертый по высоте лад.

Седьмой аккорд с девятой ступенью воспроизводится таким же образом, но вместо косой черты вы должны держать струну си на один лад ниже третьего.

№2: аккорды с надстройками

К основным мажорным септаккордам, используемым в квадрате, добавляются надстройки (дополнительные шаги — 6, № 9, 13). Они добавляют разнообразия аккомпанементу — создают мелодичные движения (биты) внутри каждого аккорда.

квадратные блюзовые аккорды из 12 тактов с дополнениями во вкладках и нотах.

Гармоническая схема в основных пассажах, как и в предыдущем блоке (№1) — в ми (ми мажор).

1-4 тонны (E):
1 т .: после двух ударов на Е7 — опускается до Е6 (аппликатура не снимается с шеи, а только мизинец перемещается на 2 лада) — и снова 2 раза вверх на Е7; а затем на E (без седьмой, стандартная аппликатура!) — удар вниз с заклиниванием (x) правой ладонью вверх.
2 тонны: две доли (вверх и вниз) на E — одна доля на E7 # 9 (аппликатура E7 сохранена + мизинец нажимает на струны 1 и 2 на третьем ладу) — и затем ритм на E.
3-4 тонны: выполнение на Е повторяется, как в 1-м и 2-м мерках квадрата.

5-6 тонн (A): последовательность вспомогательных шагов как в E, но в A7 аппликатура на 5-м ладу.

7-8 т. (Е): возвращаемся в открытую позицию и снова играем ход первых двух тактов квадрата.

9 М. (B): Такт на 7-м ладу B7 — удар ногой вниз до B7 add13 (в аппликатуре B7 мизинец перемещается на 9-й лад) — и снова ритм на B7.

10t (A): То же движение, что и 9t, но на A7 (5-ладовый такт).

11 минут (MI): повторить 1 м — MI7 — MI6 (1 удар ниже пояса) — MI7.

12 тонов (B): на аккорде B7 №9 (6-я и 1-я струны не играют), ритм триоли — на каждую долю одного такта на три доли меньше; если сложно, можно использовать переменный ход (вверх и вниз).

В коде (в конце квадрата, после 12 тактов) играет аккорд E7 # 9.

В этом квадрате можно сыграть на музыкальной основе из примера n. 1.

Построение мелодии

Когда вы привыкнете к пентатонической аппликатуре, вы сможете приступить к импровизации. Сначала попробуйте сыграть в той же гамме, но с разными ритмическими паттернами. Комбинируйте октавы и каре. Смените направление, «прыгайте» на 1-2 ступеньки лестницы, сделайте перерыв. Через некоторое время ваши руки будут помнить, какая техника звучит хорошо, а какая так себе.

Не забывайте метроном. Ритм очень важен в музыке. Об этом нельзя забывать даже при игре медленных, «тянущих» композиций, а тем более при свинг-драйвовых риффах. Вам может быть сложно и необычно упражняться в игре на метрономе. Но без этого невозможно развить хорошее чувство ритма.

блюз

Попробуйте сыграть на разных позициях. Никто не запрещает менять их во время игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного отличаться. Еще немного поэкспериментируйте и вы получите много интересных мелодий в свою копилку.

Бенд, слайд и вибратто

Ни одна блюзовая композиция не обходится без этих трех техник. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и неповторимой.

Слайд — это простейший трюк. Особенно эффектно это звучит при игре со слайдом (такова терминологическая тавтология). На самом деле вся техника игры сводится к тому, чтобы не снимать трубку со струн, а вести по их поверхности. Всегда есть звук, даже при смене положения руки.

Если поиграть пальцами, суть останется прежней. Например, вы дергаете струну на пятом ладу, издаете звук и затем скользите вниз до седьмого лада. При этом отпускать палец не нужно. Скорость зависит от контекста — иногда нужно выходить быстро, иногда плавно.

Следующий важный прием в блюзе — изгиб. Это изменение тона без изменения тональности. Надавите на струну, а затем проведите ею по грифу. Он тянется и звучит выше. Обычно кривые натягиваются на тон или полутон. Сделать это несложно. Сложная часть — научиться дергать за струны, чтобы полученный звук соответствовал вашей гамме.

гитара

Это очень важный момент. Если вы измените тон только на четверть, он не будет соответствовать мелодии и вызовет диссонанс. Если вы поднимаете струну на полшага, но получаете ноту, которая не включена в вашу пентатонику, снова возникает диссонанс.

Например: между 3-м и 4-м шагом вашей гаммы расстояние составляет всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете удерживать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее до тех пор, пока не станет звучать так, как будто вы играете на 8-м ладу. Вы можете потянуть еще выше — до 9-го лада — и получить 5-ю пентатонику.

Еще одна универсальная техника — вибратто. Когда вы играете длинную ноту (например, четвертую в серии из 8), вы можете придать ей особый цвет, привлечь внимание. Если вы умеете складывать, освоить вибратто будет несложно. Просто увеличивайте и уменьшайте напряжение, чтобы получить ударную характеристику. Вы можете немного изменить тон или получить двухтональную амплитуду. Что и когда это звучит лучше всего, можно понять, только поэкспериментировав.

Этот небольшой материал поможет вам начать работу. А дальше — это просто вопрос практики. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, попробуйте сочинить собственные мелодии, добавить аккорды в композицию, активно использовать кривые и слайды. Лучший способ научиться играть блюз — это играть на нем.

Немного из истории блюза

Истоки жанра лежат в музыке кантри, которая является национальной для народов Северной Америки. Бытует мнение, что до того, как окончательно сформироваться, направление принимало форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20 века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.

Достаточно интересным фактом является то, что теперь характерные для блюза лады слышны не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также у населения крайнего севера России.

Блюзовые аккорды

Большинство стандартов блюза основаны на следующих этапах:

I (тоника) — IV (субдоминанта) — V (доминанта).

Примером практического применения этого паттерна является последовательность аккордов в тональности ми минор:

Эм — А — Х.

Вам необходимо изучить эти три основных шага для каждого ключа. Это решит многие проблемы. Например, вы легко можете сыграть импровизированные соло в любой тональности.

Но не все блюз построены на 3 ступенях. Также популярны такие гармонии:

  • Эм — Соль — Ла;
  • МА — СОЛЬ — РЕ — ЛА;
  • МИ — ЛА — МИ — H7.

Чтобы украсить композицию и придать ей нестабильное драматическое звучание, блюз-гитаристы вместо трезвучий используют септаккорды, а не аккорды и так далее

О минорных и мажорных блюзовых аккордах

Аккорды создают гармонию песни, которую гитарист играет по своему вкусу. Если вы только начинаете заниматься блюзом, подумайте о простых прогрессиях. Например, Лам — Рем — Эм — Ми7. Это та же последовательность тоник — субдоминанта — доминанта. Попробуйте разные позиции для этих аккордов и разные стили игры.

Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды

Блюз отличается от других музыкальных жанров активным использованием аккордовых вариаций. В классических композициях вы найдете септаккорды, а не аккорды одиннадцатого и тринадцатого. Применение этих аккордов позволяет создать в песне очень блюзовую атмосферу.

Получить некоторые упражнения. Сыграйте на гитаре на двух струнах.

Первый лам — рем — эм — ми.

Потом Лам7 — Рем7 — Ми7 — Ми7.

Вторая последовательность звучит намного драматичнее, но в то же время она неполная.

Используйте эти знания в своем творчестве. Добавьте септаккорды, чтобы задать настроение, но не пытайтесь строить вокруг них всю песню. В противном случае будет создано впечатление недосказанности и незавершенности композиции.

Аккорды в виде баррэ. Система CAGED

Блюз — это музыка, в которой практически не используются классические открытые аккордовые позиции. Блюзмены постоянно играют на перекладине. Это позволяет им играть одни и те же аккорды по-разному, переключать позиции для желаемого звучания песни.

Есть 5 форм (мажор и минор) для взятия любого аккорда на гитаре:

  • форма сначала

Основная форма До
Малая форма До

  • сформировать

Основная форма A
Малая форма А

  • форма соли

Основная форма G
Малая форма G

  • сформировать меня

Основная форма i
Малая форма E

  • формировать

Основная форма D
Малая форма D

Эта система получила название CAGED — от латинских букв, обозначающих созвучие.

Ниже приведены аппликатуры аккордов ми минор и ми мажор в каждой из 5 форм. Аналогичным образом строятся аппликатуры для других аккордов.

Соглашение E в системе CAGED
Соглашение Em в системе CAGED

Знание системы CAGED позволяет играть нужный аккорд в любой позиции и с любой ноты. Чтобы использовать эту систему, вам необходимо знать положение всех нот на грифе гитары.

СОВЕТ. По системе CAGED, пентатоника и соло

Вы почти никогда не будете играть аккорды во всех 5 формах. Вам просто нужно знать открытую позицию и планку. Но система CAGED необходима для изучения пентатоники, которая, в свою очередь, является основой блюзового соло и импровизации.

Если вы хотите не только играть блюзовые квадраты, но и создавать свои собственные соло, добавьте изучение этой системы к своим урокам игры на гитаре.

3 аккорда на всем грифе гитары

Еще один способ играть аккордами в блюзе — использовать трезвучия вместо полной аппликатуры. Этот метод позволяет легко перемещаться между блоками пентатоники.

Триады играются на трех струнах. Чаще всего первый или последний.

Следующая табулатура показывает формы трезвучий для ля минор (Am). Играйте их под метроном. Сделайте вывод о разнице нюансов звука.

 

Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов

Рифф — это короткая и повторяющаяся музыкальная фраза. Те фрагменты песен, которые вы играете в музыкальном магазине, когда покупаете гитару, являются риффами.

Большая часть музыки построена на риффах. Среди самых известных — «Дым на воде», «Снова в черном», «Войдите в Sandman».

Не менее важны блюзовые риффы. Традиционно они, как и аккорды, строятся по схеме I — IV — V, обыгрывая эту последовательность.

Учимся играть блюз. Блюз на гитаре. Уроки Импровизации Подготовка к игре

Описание
: «Блюз на электрогитаре» — это средняя школа для начинающих гитаристов, которые хотят освоить одно из самых популярных направлений в музыке: блюз. С помощью этой программы вы получите все необходимые теоретические знания, научитесь аккомпанировать в различных стилях блюза, научитесь импровизировать.

Состав основан на изучении риффов и соло известных блюзовых музыкантов, таких как: Би Би Кинг, Эрик Клэптон, Стив Рэй Воган и другие.

Все уроки и примеры наглядно иллюстрированы видео и аудио материалами. Особое внимание уделяется импровизации. Одна из основных задач программы — выработка собственного неповторимого и узнаваемого стиля. Кроме того, вы узнаете, как выбрать гитару и аксессуары для игры в стиле блюз, а также познакомитесь с особенностями звукорежиссуры.

Школа предназначена для тех, кто уже владеет электрогитарой, и задумывалась как вторая часть «Школы игры на электрогитаре. Акелла»

Всем привет, любители гитары. Сегодня у нас традиционно урок для начинающих. В этом коротком руководстве я покажу вам, как можно играть блюз на шестиструнной акустической или электрогитаре. Я также выложу таблицу, где вы сможете увидеть самые распространенные блюзовые аккорды.

Если вас интересуют блюз, джаз и импровизация, то рекомендую новый образовательный портал natomy-music.rf, где вы можете найти много информации и бесплатные уроки по этим и другим не менее интересным музыкальным темам.

На самом деле, играть в этом стиле музыки (блюз) не сложно, достаточно знать некоторые базовые концепции и техники, немного потренироваться, и вы сможете играть блюз не хуже BB King.

Аккорды

Ниже, в тексте, вы можете увидеть схему, на которой показаны самые популярные блюзовые аккорды. Также прилагаются инструкции по чтению этих аккордов, их схемы.

  • Схема состоит из сетки, состоящей из шести вертикальных линий (струн) и пяти горизонтальных линий (подоконников). Как вы уже догадались, эти линии иллюстрируют струны и седла гитары. Их пересечение образует лады шестиструнной гитары;
  • Вверху диаграммы есть буква, обозначающая название соглашения, показанного на диаграмме;
  • Чуть ниже буквы вы можете увидеть два знака: крест и ноль. Они обозначают, соответственно, закрытую (не сыгранную) и открытую струну (необходимо играть открытой;
  • На самой диаграмме есть черные метки, которые указывают и показывают лад, который вы должны нажать, чтобы сыграть аккорды;
  • Под диаграммой вы можете увидеть числа от одного до четырех. Эти числа показывают, каким пальцем лучше всего нажимать определенную клавишу при игре аккордов. Если считать пальцы слева направо, на внутренней стороне ладони первый — указательный, четвертый — мизинец, мизинец цифрой не обозначается.

Упражнения

Я подготовил для вас упражнение на развитие техники блюзовой импровизации. Ниже вы можете ознакомиться с табулатурой этого упражнения (вы также найдете видео-урок по чтению табулатур ниже).

Ты должен так играть
:

Как играть на блюз-гитаре - Импровизация и техники

Видео

Ниже вы можете посмотреть видеоурок по теме, затронутой в этой статье.

Приемы игры

Я также хотел бы сказать несколько слов о техниках игры на гитаре, которые часто используют блюзмены
:

  • Изгиб
    — техника игры на гитаре, при которой играемая нота, собираясь сыграть, поднимается на желаемую высоту. Продолжительность кривых может быть: короткой или длинной;
  • Вибрато
    — техника игры на гитаре, при которой звук создается вибрацией струны. Очень выразительный и популярный прием, очень часто используемый в блюзе.

На сегодня это все, надеюсь, вы понимаете технику игры, ее приемы и умеете играть блюз.

Блюз — очень разнообразный и интересный музыкальный жанр. Две композиции могут сильно отличаться друг от друга — и вы не подумаете, что это одно и то же направление. Его исполняют уличные музыканты и всемирно известные звезды, такие как Гэри Мур. В этой статье мы рассмотрим, как играть на блюз-гитаре.

Пальцы или слайд?

Слайд — это специальная металлическая, стеклянная или керамическая трубка, которая надевается на палец и используется для фиксации струн. Когда струна соприкасается не с мягким кончиком пальца, а с металлической поверхностью, звук гитары меняется до неузнаваемости. С момента зарождения жанра блюз и слайды шли рука об руку.

Но здесь нет жестких комиссий. Если вам нравится играть руками, пожалуйста. Если вы хотите ярких эмоций и аутентичного звука, попробуйте слайд. Его даже не нужно покупать — достаточно взять стеклянную бутылку или, например, складной нож. Этого будет достаточно, чтобы понять, нравится вам этот звук или нет.

Как играть на блюз-гитаре - Импровизация и техники

Профессиональная горка будет звучать не лучше бутылки. Разница в том, что не нужно держать его всей рукой
… Трубка подходит только для одного пальца, остальные будут свободны. Таким образом, гитаристы могут совмещать слайд-технику с классической.

Насколько полным и громоздким может быть звук гитары, можно понять, купив двенадцатиструнную гитару.

Характеристики 12-струнной:

  • усиленный западный или большой корпус;
  • широкая шея;
  • металлические канаты, размещенные попарно — толстые с одной намоткой и тонкие без намотки. Струны настраиваются в унисон, однако, начиная с третьей пары, тонкая струна всегда настраивается на октаву выше.

Где купить 12 струнную гитару?

Для музыканта, умеющего играть на шестиструнной гитаре, вполне понятно желание купить 12-струнную гитару в Москве или другом регионе России.

Выбирая магазин для покупки 12-струнной гитары, обратите внимание на специализированные магазины, которые предлагают не только дешевые инструменты.
Дешевая двенадцатиструнная гитара — большой соблазн, но помните, что двенадцатиструнная гитара оказывает мощную нагрузку на корпус гитары, поэтому одним из основных параметров двенадцатиструнной гитары является ее долговечность.

Подготовка к игре

Этот раздел руководства предназначен для всех, кто хочет научиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не требуется — просто бери и играй. Но здесь можно настроить эквалайзер или добавить в цепочку пару педалей, добившись желаемого звучания.

Прежде всего: забудьте об искажении
… Блюзмены используют чистый или слегка нагруженный звук, т.е небольшой овердрайв. Высокий уровень усиления вызовет множество отвратительных шумов и многократно усилит шум через оболочку струны. Он также сжимает поток, обрезая всю динамику блюзового звука.

Есть специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Если вы не можете его найти, используйте обычный овердрайв. Здесь важно не переборщить. В некоторых композициях хорошо себя проявит эффект Wah-Wah. Но на этапе обучения его лучше не трогать.

Как играть на блюз-гитаре - Импровизация и техники

Второй совет: не загружайте в эквалайзер слишком много частот. Вместо того, чтобы увеличивать средние частоты, лучше уменьшить уровни низких и высоких частот. Этот простой прием даст вам более приятный и естественный звук.

Блюзовая пентатоника

Самое интересное в блюзе — это импровизация. Без него вы не сможете сочинить свою мелодию или приукрасить чужую. А чтобы импровизировать, нужно выяснить, какие ноты у вас есть.

Шкала блюза основана на минорной пентатонике
… Еще одно примечание добавлено между 3-м и 4-м шагом. Именно она помогает создать этот очень характерный звук. За десятилетия проб и ошибок блюзмены обнаружили 5 самых удобных позиций (бокс
) для игры.

Красная точка — это тоник
, основная нота, из которой построена мелодия. Синий такой же дополнительный звук. Выберите любой лад на гитаре и попробуйте сыграть все ноты в каждой позиции по очереди. Даже без дополнительных приемов вы сразу услышите этот особенный характер мелодий.

Постарайтесь выучить все ящики, чтобы пальцы могли легко бегать по канатам «на машине».
Если постоянно думать о том, что сдерживать, в импровизации не может быть никаких сомнений.

Построение мелодии

Когда вы привыкнете к пентатонической аппликатуре, вы сможете приступить к импровизации. Сначала попробуйте сыграть в той же гамме, но с разными ритмическими паттернами. Комбинируйте октавы и каре. Смените направление, «прыгайте» на 1-2 ступеньки лестницы, сделайте перерыв. Через некоторое время ваши руки будут помнить, какая техника звучит хорошо, а какая так себе.

Не забывайте метроном. Ритм очень важен в музыке. Об этом нельзя забывать даже при игре медленных, «тянущих» композиций, а тем более при свинг-драйвовых риффах. Вам может быть сложно и необычно упражняться в игре на метрономе. Но без этого невозможно развить хорошее чувство ритма.

Как играть на блюз-гитаре - Импровизация и техники

Попробуйте сыграть на разных позициях. Никто не запрещает менять их во время игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного отличаться. Еще немного поэкспериментируйте и вы получите много интересных мелодий в свою копилку.

Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля

Слушать


Конечно, прежде чем играть в каком-либо жанре, необходимо его послушать, а главное, послушать классику этого направления. Ниже приведен список мировых альбомов блюзменов, которые вам обязательно стоит включить в плейлист, если вы хотите понять, как все-таки звучит блюз.

  1. Роберт Джонсон — Полное собрание записей (1990.)
  2. Мадди Уотерс — Антология (2000.)
  3. Howlin ‘Wolfe — The Ultimate Collection (2007.)
  4. Джон Ли Хукер — Лучшее из Джона Ли Хукера (1992.)
  5. Ти-Боун Уокер — Блюз бурного понедельника: The Essential Collection (1998.)
  6. Эрик Бибб — Хороший материал (1998.)
  7. Биби Кинг — Последний сборник (2005г.)

Блюзовый ритм

В основе блюза, помимо классического 4/4, лежит особый ритм, называемый перетасовкой. Его точка зрения состоит в том, что каждая доля такта делится на три части, а не на две, с паузой для каждой второй доли.

То есть это выглядит так: один — пауза — два — один — пауза — два — и так далее.

Когда вы играете песню в высоком темпе, а также слушаете классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритм-паттерна.

Чтобы применить полученные знания на практике, ниже представлены восемь случайных ритм-гитарных риффов, которые являются стандартными и, следовательно, полезными для создания будущих композиций.

Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.


Помимо самих фразовых стандартов, есть также последовательности блюзовых трезвучий, которые придают музыке очень характерное звучание, а в ритме перетасовки они дают чистейшие Blue Devils, о которых все говорят.

Например, очень популярна такая гармония:

МА — СОЛЬ — РЕ — ЛА

И все его производные, образованные разными комбинациями этих аккордов. Эту последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train — Ballad for Belzebub вместе с сольной партией блюза и губной гармошкой.

Есть еще одна очень простая последовательность:

Em — G

именно на этих двух аккордах звучит легендарный шедевр Джонни Кэша Personal Jesus.

В общем, чтобы понять, как строится гармония блюза, нужно немного углубиться в теорию музыки. Весь жанр построен на последовательности I — IV — V, т.е тоника — субдоминанта — доминанта. Основной тон — это первая нота каждой гаммы. Субдоминанта — соответственно четвертая, а Доминанта — пятая.

То есть, если мы говорим, берем тональность ми мажор, последовательность аккордов будет выглядеть так:

MI — LA — H

Тренировка игры под минус

тренировка с меньшими затратами
Но, конечно, для блюза нужно понимать, как играть соло, поэтому и был создан этот раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые песни, которые вы можете играть прямо из браузера, играть и импровизировать вместе. Это отличная практика для отработки тасовки и пентатоники, которые лежат в основе этой тенденции.

Блюзовая пентатоника

Но эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на нем строятся характерный звук и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже приведены пять классических рамок пентатоники, которые вам нужно научиться играть блюз — как аккорды, так и соло.

шкала блюза

 

 

 

 

 

Приемы игры

Конечно, в этом жанре используются различные техники игры на гитаре. Кто-то чаще, кто-то реже, но каждому есть где остановиться.

  1. Вибрато. Его суть состоит в том, чтобы немного «качнуть», играя на струне на ладу, в результате получается яркий звук. Этот прием используется, чтобы подчеркнуть акцент или важную ноту в композиции.
  2. Бенд — канатный подъемник. Суть в том, что с этим движением высота ноты повышается и меняется на другую. Существуют разные типы изгибов, в зависимости от того, насколько сильно натянута струна. Эту технику стоит использовать с осторожностью, потому что она не будет звучать везде и не всегда — например, если в тональности отсутствует вытянутая нота, будет звучать бэд-бит.
  3. Горка. Эта техника состоит в том, чтобы нанести удар по одному ладу, а затем, не отпуская струны, «скользить» по другому. Его часто используют в блюзе и кантри, есть еще особенность — слайдер, а также подвид гитар — слайд-гитары, техника игры на которых как раз и основана на этой технике.
  4. Молоток и отрыв. Техника этих приемов состоит, в первом случае, в ударе медиатором по струне, а затем в ударе пальцем левой руки по соседнему ладу, пока струна все еще играет. Во втором случае палец нужно отпустить, слегка приподняв ключ. Это очень популярная техника, позволяющая играть мелодичные соло.

Разбор других песен

Для гитариста нет лучшей практики, чем анализировать песни других исполнителей. Убедитесь, что вы делаете это, когда играете блюз, потому что вы можете многому научиться из таких композиций, от отдельных фраз до целых гармонических идей и отклонений от стандартов.

Работа над фразировкой

Любой учебник по блюзу скажет вам, что фразировка — это главное в этой музыке. Работайте над каждым воспроизведением и каждой фразой, которую вы вставляете в свою песню. Классический вариант построения сольной партии в блюзе — это «вопрос-ответ», то есть первая часть должна задавать вопрос, а вторая — решать его. Однако, анализируя композиции, вы можете нарисовать для себя огромный пласт других вариантов предложений, которые не следуют этой концепции.

 

Оцените статью
Блог об игре на гитаре