Гаммы на гитаре для начинающих: как научиться импровизировать

Содержание
  1. Для чего вам стоит выучить позиции блюзовых гамм
  2. Гамма До-диез мажор/Гамма Ре-бемоль мажор — 5-позиций
  3. 1 позиция
  4. 2 позиция
  5. 3 позиция
  6. 4 позиция
  7. 5 позиция
  8. Ритмические рисунки
  9. Блюзовые гаммы. Теория простыми словами
  10. Как строится блюзовая гамма
  11. Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы
  12. Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив
  13. Гаммы Сеговии
  14. Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре
  15. Краткая инструкция по правильной игре гамм
  16. Частые вопросы связанные с гаммами
  17. Чем отличается ля-диез от си-бемоль?
  18. Нужно ли хорошо знать гаммы, где 4,5 или 6 знаков при ключе?
  19. Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?
  20. Упражнения для игры гаммы До-мажор
  21. Первое упражнение
  22. Второе упражнение
  23. Третье упражнение
  24. Аппликатуры и обозначения
  25. Артикуляция
  26. A (ля) минор блюзовая гамма – 6 позиций
  27. Нестандартные гаммы
  28. Арабская гамма
  29. Пентатоника
  30. Целотонная гамма
  31. Глушение струн
  32. Пять позиций гаммы до диез-мажор и ре бемоль-мажор на грифе гитары
  33. Первая позиция
  34. Вторая позиция
  35. Третья позиция
  36. Четвертая позиция
  37. Смена позиций
  38. Все гаммы на гитаре (список)
  39. Гамма До-мажор для начинающих 5-позиций
  40. Аппликатура гаммы До-мажор
  41. Как играть гамму До-мажор
  42. 1 позиция
  43. 2 позиция
  44. 3 позиция
  45. 4 позиция
  46. 5 позиция
  47. Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях
  48. Учитесь транспонировать гаммы

Для чего вам стоит выучить позиции блюзовых гамм

Многие из знаковых гитарных соло основаны на этой технике. Чтобы не запоминать каждое соло «с нуля», необходимо собирать багаж с лиц и фраз. Большинство из них так или иначе повторяются.

Это также поможет вам выучить ноты и лучше видеть гриф. Когда вы выучите эти позиции, вам будет легче разучивать композиции из других жанров.

Любая шкала используется не только в виде заученных табулатур. Их можно использовать для украшения ваших композиций. Умение импровизировать поможет вам взаимодействовать с другими музыкантами. Иногда приходится отклоняться от оригинальной тональности, добавлять в трек что-то свое. Чтобы не потеряться в музыкальном разнообразии, изучите сам принцип построения.

Гамма До-диез мажор/Гамма Ре-бемоль мажор — 5-позиций

Фактически, чтобы узнать эти позиции, вам просто нужно переместить все поля, перечисленные выше, на одну клавишу вниз на клавиатуре.

1 позиция

Первая позиция начинается с восьмого лада. При этом бокс точно такой же, как гамма до мажор, просто все перенесено на полшага.

2 позиция

Второй квадрат начинается с девятого лада и полностью повторяет рисунок второй позиции от гаммы до мажор.

3 позиция

Третья позиция начинается на первом ладу и немного отличается от бокса до мажор. Причина в том, что все открытые ключи сначала меняются на удерживаемые.

4 позиция

Затем все переходит на четвертый лад. Принцип тот же: последние ноты прошедшего бокса для этого трансформируются в первые.

5 позиция

Последняя позиция, в которой мы возвращаемся к восьмому ладу. В этом случае все начинается с шестого.

Ритмические рисунки

Другой вариант — пятые. От А.А. Продажа. Короткими кусочками вверх, вниз. Добавьте к этому различные ритмические фигуры. Например, нота с точкой или восьмой, двумя шестнадцатыми. Включите метроном несколько раз.

Пунктирная пунктирная нота ритм

Особенно интересны непревзойденные длительности: триоли, квинтолы, секстеты. Акценты распределены под несколько пальцев. Такой подход приближает игру в лестницу к ситуации, которая часто встречается в произведениях.

Тройня до мажор

Убедитесь, что вы подчеркнули первый звук триоли. Когда вы играете в верхней октаве, сколько раз вам нужно циклически повторять этот ритм-паттерн, чтобы акцент совпадал с основным тоном. Сосредоточьтесь на этой спичке, чтобы создать форму выполненного упражнения. Он также играет в нижней октаве.

Играйте чередуя восьмерки и тройки.

Чередование восьмых и троек

Работайте над всеми четными и нечетными часами. Чем больше, тем лучше способствует развитию ловкости пальцев.

Блюзовые гаммы. Теория простыми словами

Прежде чем перейти к практике, давайте взглянем на основы теории. Зная правила построения различных музыкальных фраз, вы сможете намного легче усвоить новый материал.

Как строится блюзовая гамма

Чтобы понять это, вы должны сначала ознакомиться с шкалой пентатоники. Отличие в примечании, обозначения следующие:

  • Б — большой;
  • М — малая;
  • 2 — второй;
  • 3 — третий.

Незначительный

Рассмотрим такую ​​схему.

М3 — В2 — М2 — М2 — М3

Если реконструировать ми минор, мы получим:

  1. От «ми» — полутона — 6 разомкните — 3 клавиши на шестой («G») — например, без имени;
  2. От г — 1 тон («ля» — раскрыть 5);
  3. От до — 0,5 тона — («до #» — 1 пятый лад) — индекс;
  4. From a # — 0.5 — («h» — 2 лад 5-й) — средний;
  5. От Н — 1,5 — («д» — открытая четверть).

Здесь последовательность будет выглядеть так.

В2 — М2 — М2 — М3 — В2

Играем так:

  1. Da e (открытая 6) — 1 тон — F # (2 лад шестой струны) — индекс;
  2. Da F # — 0,5 — G (3-й лад той же струны) — средний;
  3. От G — 0,5 — соль # (4-й лад и снова 6-й) — без названия;
  4. От G # — 1,5 — да (2 лад 5) — индекс;
  5. От h — 1 t — C # (4-я клавиша 5-я) — без названия.

Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы

Как и в случае с другими комбинациями, интервал создает отличительные звуковые характеристики. Для «параллельных» шкал действуют те же правила, что и для естественных. Возьмем для примера популярные ля минор и до мажор:

LA — DO — RE — D # — E — SOL

C — D — Eb — E — G — А

Знание параллельных клавиш помогает ориентироваться во время импровизации и на клавиатуре. Например, чтобы перейти от до мажор к ля минор, вам не нужно учить оба. Просто положите M3 (C — 1.5 — вы просто получите «а»). Их аппликатура такая же. Таким образом, вам даже не придется менять пальцы во время перехода.

Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив

Этот звук отлично завершает вашу импровизацию. Вы сможете раскрыть новые грани музыки, добавить красок разучиваемым песням.

Для второстепенных комбинаций обратите внимание на промежуток между метками 3 и 4. Опускаем 4 — это будет та же блюзовая нота.

В основном мы смотрим на строки 2 и 3. Уменьшая 3, мы получаем то, что требуется.

Гаммы Сеговии

Многие известные гитаристы проводят отдельное время на гаммах во время практики. Первое, что приходит в голову, — это гаммы, созданные легендарным гитаристом Андресом Сеговиа. Пожалуй, первый успешный опыт их систематизации. До него это никого всерьез не волновало. Каждый педагог и художник находил свои решения.

Сеговия был первым, кто решил это основательно. Он хорошо проявил себя до старости. Последние концерты состоялись, когда ему было за 90. Он неоднократно замечал, что регулярно играет гаммы на гитаре.

Я предлагаю сначала взять две октавные. У них довольно рациональная аппликатура левой руки по отношению к трем октавам. Там аппликатура пальцев не совпадает: один вверху, другой внизу.

Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре

Когда мы знаем, какие ноты находятся в гамме, нам намного легче понять мелодию. Поскольку практически все ноты мелодии будут основаны на звуках, входящих в ту или иную гамму. Например, попробуем выбрать мелодию из песни «В лесу родилась елка». Во-первых, нам нужно выбрать, в каком ключе мы хотим это сделать. Поскольку, в общем, для нас это не так важно, мы используем «ми мажор». Смотрим на гамму «ми мажор» и видим, что в ключе 4 диеза: F #, C #, D # и G #. Это означает, что когда мы выбираем, мы больше не берем простые: фа, до, соль и ре. Мы слышим, что первый звук довольно низкий, потом где-то большой скачок наверх. Давайте начнем, скажем, с ноты «B», затем мы пробуем все ноты гаммы «E мажор» одну за другой и обнаруживаем, что следующая нота — G-диез, и так далее, поскольку все звуки исходят из E крупный.

В лесу родилась елка на основе гаммы ми мажор

Краткая инструкция по правильной игре гамм

  1. Научитесь пользоваться метрономом и играйте на нем всегда. Возьмите для себя средний темп и постепенно увеличивайте его.
  2. Также попробуйте делать дополнительные упражнения под метроном, например, играть синкопы или тройки, дуэты, четверти и так далее.
  3. Постарайтесь запомнить свои аппликатуры, чтобы не смотреть на клавиатуру во время игры.
  4. Как только вы научитесь строить шкалу, попробуйте построить ее в любом месте клавиатуры, не глядя на другие аппликатуры.

Частые вопросы связанные с гаммами

Ниже разберем, что чаще всего интересует тех, кто только начал изучать теоретические аспекты музыки и гаммы.

Чем отличается ля-диез от си-бемоль?

Самый частый вопрос от тех, кто только начинает изучать теорию музыки: «В чем разница между ля-диез и си-бемоль, ми-бемоль от ре-диез и т.д., ведь они на самом деле одно и то же?» Дело в том, что при строительстве лестниц используется четвертый-пятый круг. Это строго регулируемый набор клавиш, который обычно используется в музыке. Следовательно, согласно теории музыки, в ре-диез мажор не тональность, а — ми-бемоль мажор. (Внешняя часть круга больше, внутренняя часть меньше)

Четвертый-пятый круг

Нужно ли хорошо знать гаммы, где 4,5 или 6 знаков при ключе?

На практике ключи, содержащие более 4 символов на ключ, встречаются очень редко. На будущее такие гаммы тоже можно изучать, но если вы хорошо знаете их до 4 знаков, этого хватит на 90 процентов случаев, с которыми вы столкнетесь в своем музыкальном путешествии.

Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?

Я знаю, что многие учителя преподают так, но я не сторонник этой темы (если только я не пою гамму. Подробнее ниже). Шкалы используются в первую очередь для понимания того, что вы делаете на гитаре и где находитесь сейчас, играя ту или иную часть пьесы. Я вообще не люблю упражнения на гитаре, за некоторыми исключениями. Лучше всего играть в то, что вам нравится. Но делать это нужно осознанно. А для этого знание устройства лестницы просто необходимо!

Упражнения для игры гаммы До-мажор

Вот несколько упражнений для отработки гаммы до мажор. Помимо подробного описания, есть также вкладки и звуковые дорожки, где вы можете проанализировать их более подробно. Кроме того, все эти упражнения можно без проблем перенести на другие клавиши.

Первое упражнение

Используйте лады с 7 по 10 на всех струнах, кроме 1 и 2. Начните со среднего пальца, так как этот тип аппликатуры облегчит вам работу и игру. Все играет шестнадцатыми нотами, поэтому тщательно регулируйте темп.

Второе упражнение

Также используйте клавиши с семи до десяти. С самого начала вы можете играть несколько нот одновременно, поскольку они находятся на одной струне. Точно так же все делается с шестнадцатыми нотами.

Третье упражнение

Как и в предыдущем упражнении, с той лишь разницей, что задействованы все струны, а шкала идет по возрастанию, а не по убыванию. Кроме того, в некоторых местах необходимо будет использовать технику легата, чтобы переход между нотами был плавным.

Аппликатуры и обозначения

С некоторыми из них вы уже встречались на страницах других наших анализов. Например, нумерация пальцев.

Левая рука (они обведены кружками):

  • 1 — индекс;
  • 2 — средний;
  • 3 — без названия;
  • 4 — мизинец.

Другие условные обозначения:

  • красный шар — все ноты, сыгранные в данной комбинации;
  • зеленый — блюзовая нота;
  • черные — тоники (с них начинаем, до них добираемся).

Артикуляция

Добавьте детали в звук, поработайте над артикуляцией. Для этого заранее положите палец правой руки на тетиву. Как только вы уловили первый звук, сразу же наденьте другой палец, заглушив струну. Издаются очень короткие звуки. Правая рука может менять аппликатуру. Например: я, мама, а. Обрабатывают как «Апояндо», так и «Тирандо».

A (ля) минор блюзовая гамма – 6 позиций

Возьмем для примера одну из более простых шкал. Будет хорошо, если вы не только запомните эти схемы, но и поймете общий принцип их составления. Для этого необходимо предварительно ознакомиться с естественным ассортиментом. Затем удалите из него несколько нот, превратив его в пентатонику. Теперь с помощью рисунка мы можем использовать синий цвет.

  • 1 позиция

  • вариант 2

  • 3 позиции

  • 4 схема

  • 5 позиций

  • 6 комбинаций

Нестандартные гаммы

Мы привыкли, что наша гамма включает в себя семь звуков, состоящих из мажора и минора, имеющих определенную структуру. Но есть также менее используемые лады, на которых построены гитарные гаммы, которые не совсем знакомы нашему слуху, но имеют очень характерное и узнаваемое звучание. Давайте посмотрим на некоторые из них:

Арабская гамма

Арабская гамма на гитаре
Послушайте аудиозапись и вы сразу услышите нечто похожее на музыку из мультфильма про Аладдина:

Пентатоника

Пента происходит от слова пять. Удивительно, но не все люди используют 7 звуков. Например, в японской и китайской музыке используется всего 5 звуков. В нем нет полутонов. Поэтому мы сразу признаем такие причины.

пентатоника на гитаре
Пример мелодии гитары из звуков гаммы пентатоники:

Целотонная гамма

полнотональная гамма для гитары

 

 

 

 

 

 

 

Используется для создания сказочной и волшебной атмосферы. Послушайте, как это звучит:

Это лишь малая часть. На их основе построено огромное количество самых разных режимов и шкал. Это лады народной музыки, гамма блюза и лады композитора (когда композитор сам выходит со своей ладой). Тема очень интересная и обширная, но начинать нужно с основ.

Глушение струн

Две октавы можно легко транспонировать от до мажор до ми мажор. Но здесь есть проблема. Когда играют начинающие гитаристы, у них в конечном итоге появляется шлейф нюансов. Струны не приглушены — поиграйте в кашу.

Гамма до мажор

Это хорошая возможность научиться играть на струнных. Начнем с до мажор. Играйте с пятой струны на третий лад. Большой палец постоянно опирается на струны и движется вместе с лестницей к первой струне. Таким образом, утопили все нюансы.

Пять позиций гаммы до диез-мажор и ре бемоль-мажор на грифе гитары

Диапазон до-диез мажор на грифе

C # -D # -FF # -G # -A # -CC#

Также обратите внимание на гамму гитары до-диез мажор и ре-бемоль мажор. Построить его очень просто: переместите масштаб до мажор на один лад вправо. Для удобства приводим схему выше. Красными точками обозначен корень — до-диез (ре-бемоль).

Первая позиция

Шкала до-диез мажор 1 позиция
Табулатура до-диез мажор 1 элемент

Вторая позиция

Гамма в позиции до-диез мажор 2
Табулатура в позиции до-диез мажор 2

Третья позиция

Обратите внимание, что в этой позиции шкалы нет открытых краев (в отличие от до мажор). График аппликатуры сдвинулся на 1 лад.

Гамма до-диез мажор 3 позиция
Табулатура в позиции до-диез мажор 3

Четвертая позиция

Гамма до-диез мажор 4-я позиция
Табулатура до-диез мажор 4-я позиция

Смена позиций

Следующий шаг — объединить движение вверх и движение вниз. Смена позиции обрабатывается отдельно. Тот же переход от одной тональности к другой, сначала играет четвертями, затем октавами. Когда вы уверены, переходите к шестнадцатым. Спешить не нужно: темп умеренный.

Переход вверх и переход вниз

Не делайте длинных последовательностей. Играйте коротко. Что вы можете сделать, так это разделить две октавы. Например, от C на третьей струне до C на первой.

Диапазон до мажор из 3-х струнных

В другой октаве от до 5 до до 3. Когда вы играете каждую октаву отдельно, позиционный переход исчезает. Лучше решать отдельно. Но об этом мы уже говорили.

Диапазон до мажор из 5-ти струнных

Все гаммы на гитаре (список)

Ниже приведены гаммы на гитаре во всех тональностях. Они расположены в паре параллельных ключей в порядке добавления диезов и бемолей на четверть пятой круга. Для удобства я опустил аппликатуру, продублировал ноты для гитары вкладками и добавил звук. Нажмите на любой заголовок, и вы попадете на отдельную страницу, где сможете посмотреть и послушать

До мажор / ля минор

Соль мажор / ми минор

Ре мажор / си минор

Ля мажор / фа-диез минор

Ми мажор / до-диез минор

Си мажор / соль-диез минор

Фа-диез мажор / Ре-диез минор

Фа мажор / Ре минор

Си-бемоль / соль минор

Ми-бемоль мажор / до минор

Ля-бемоль мажор / фа минор

Ре-бемоль мажор / си-бемоль минор

Гамма До-мажор для начинающих 5-позиций

Аппликатура гаммы До-мажор

Как уже упоминалось выше, до мажор представлена ​​последовательностью нот До Ре Ми Фа Соль А Си, соответственно, в разных блоках его аппликатура будет основываться в основном на этом. Ниже, в дополнение к объяснению, также будет табулатура до мажор, чтобы упростить практику игры в этой гамме.

Масштабная аппликатура до мажор

Как играть гамму До-мажор

Купите механический или используйте онлайн-метроном и просто играйте на нем. Это очень важно, потому что вы сразу научитесь играть плавно и точно. Кроме того, очень желательно выучить все позиции, чтобы не заблудиться во время импровизации и продолжить игру на любом ладу гитары. Старайтесь при игре задействовать все пальцы — так будет намного удобнее играть свои партии и не потеряться во время быстрых соло.

1 позиция

Первая позиция основана на седьмом ладу. Ноты воспроизводятся последовательно, цифры указывают пальцы, которыми необходимо заблокировать клавиши. Тот же рисунок можно перенести на другие клавиши.

2 позиция

Спускаемся на три лада — теперь тоник на десятом. Обратите внимание, что схема не сильно изменилась и, кроме того, в ней использованы примечания из предыдущей позиции. Это очень важно, потому что понимание этого принципа облегчает строительство лестницы.

3 позиция

Теперь перейдем к первой кнопке. Его все отталкивает. Это простейшая схема всего ключа.

4 позиция

Переключитесь на третью кнопку. Еще раз обратите внимание, что на этой диаграмме первые ноты на каждом ладу — это последние ноты предыдущего блока.

5 позиция

Начните на четвертом ладу и закончите на седьмом, затем сделайте полный круг и вернитесь в первую позицию.

Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях

Блюз можно сыграть не только в тональности ля минор:

  • До минор (до мин) — ми-бемоль мажор (ми мажор)

  • Ре минор (ре минор) — фа мажор (фа мажор)

  • Ми минор (ми минор) — соль мажор (соль мажор)

  • Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A ♭ мажор)

  • Соль минор (G min) — си-бемоль мажор (си мажор)

  • Си минор (си мин) — ре мажор (ре мажор)

Учитесь транспонировать гаммы

Вы можете использовать транспонирование. Просто переместите клавишу вверх или вниз. В то же время держите аппликатуру. Давайте попробуем октаву до мажор. На третьей струне переместите указательный палец на один лад вверх. А дальше от ноты до-диез все то же самое. Затем в полутонах они постепенно повышаются до одной пятой.

Транспонирование от до мажор до до-диез мажор

Вот несколько примеров того, как работать с лестницей. Вы можете взять один и применить к нему все те же принципы. Гарантирую, скучно не будет. Вы получите гораздо больше пользы, чем от традиционного — повседневного повторения.

Оцените статью
Блог об игре на гитаре