Что такое педалборд?
Педальная доска — это специальная «платформа», обычно из металла, прочного пластика или дерева, предназначенная для эргономичного расположения педалей эффектов: удобная как с точки зрения транспортировки, так и использования на сцене, во время репетиций или для регистрации.
Гаджеты с педалбордами обычно подключаются с помощью соединительных кабелей — коротких гитарных кабелей длиной 10-30 см, которые экономят место и сокращают ваш бюджет, а также потери частоты при создании и использовании цепочки эффектов.
У такой компоновки много преимуществ по сравнению с бесплатной цепочкой эффектов: педальная плата открывает множество возможностей с точки зрения эргономики аранжировки гитарных эффектов и экспериментов со звуком, позволяет гитаристу пропустить все педали эффектов через общий кабель и общий источник питания, устраняет необходимость в 10-15 минут для сбора и разборки цепочки эффектов во время репетиций и во время живых выступлений. В конце концов, благодаря педальному борту вы всегда можете быть уверены в сохранности своих гаджетов: их невозможно украсть, вы их нигде не забудете, а во время транспортировки они будут жестко зафиксированы.
Итак, мы описали характеристики педалбордов: теперь поговорим о том, как выбрать этот аксессуар, как сделать педалборд своими руками, правильную последовательность эффектов и т.д.
Зачем нужны педали
Педаль — самая важная часть головоломки, которая формирует звук гитары. В простейшей форме педаль представляет собой металлическую цепь на полу, которую гитарист включает ногой. Отсюда и общеупотребительное сленговое название «педикюр», которое объединяет английские слова «топать» — «топать» и «бокс» — «боксировать». Аналог на русском языке не требует дополнительной расшифровки — самое распространенное в народе слово для гитарной педали — лосьон. После включения лосьон способен изменять тон гитары в зависимости от ее функций. Таким образом, гитара и усилитель составляют основу тракта, а педаль изменяет некоторые характеристики проходящего через него аудиосигнала. Звук можно редактировать до неузнаваемости, а можно ограничиться тонкими нюансами.
Некоторые эффекты более распространены и используются чаще, чем другие. Набор эффектов реверберации, овердрайва и модуляции — так выглядит джентльменский набор большинства гитаристов. Новичкам стоит собрать педальную доску из дешевых и проверенных педалей с простым управлением. Такой набор быстро научит обращаться со звуком. После этого можно переходить к более сложным конфигурациям.
Как выбрать и где купить педалборд?
Если у вас нет опыта в изготовлении педалбордов, вам обязательно стоит остановить свой выбор на покупке серийной модели, которая хоть и будет стоить дороже, чем изготовление доски самостоятельно, но гарантированно будет надежной, качественной и доступной.
Самыми известными производителями педалбордов в мире являются знаменитые Boss, Washburn, Pedaltrain, TRex и другие.
Также можно найти в продаже множество нестандартных мастерских по изготовлению готовых рам и досок — чаще всего это более дешевый вариант, особенно подходящий для любителей рукоделия и самостоятельного моддинга.
Перед покупкой вы должны точно знать состав вашей цепочки эффектов: как по марке педалей, так и по размеру. Не забывайте, что в линейках крупных производителей и частных мастеров всегда есть острые педальные доски для определенных типов эффектов, для определенных форм-факторов педалей и даже для определенных цепочек лосьонов — уточняйте этот вопрос заранее у продавца или с частной педалью производитель платы.
Лучший вариант «попробовать» педальную доску: возьмите дома большой лист картона или бумаги, разложите на нем свои гаджеты так, чтобы вам было удобно ими пользоваться во время игры. Пробуй разные варианты и играй. Так что измерьте размер и не забудьте сэкономить: со временем вы сможете купить новые эффекты или заменить одну модель педали на другую. Будьте готовы к смене цепи и всегда берите педальный комплект «с запасом».
Педалборд своими руками
В этом разделе мы кратко поговорим о том, как самому сделать основу педальной доски и как «оснастить» имеющуюся в продаже педальную доску.
Итак, вы любитель ручной работы и решили сделать каркас самостоятельно. Похвальная жажда приключений, тем более что сделать педальную доску не так уж и сложно.
Лучшее решение в качестве основного материала — дерево. Заготовки в металле найти сложнее, для их соединения потребуется хотя бы отечественный сварочный аппарат и сварочные навыки, с пластиком ситуация аналогичная: очень сложно найти заготовки из ударопрочного пластика, а это еще и очень трудно сваривать и надежно соединять их вместе.
Что можно использовать в качестве деревянных заготовок для педальной доски? На самом деле происходит очень многое: начиная от разобранного бабушкиного туалета, старых деревянных сушилок, лежащих по бокам от ванной, заканчивая штангой, заготовками и саморезными деревянными досками. В идеале берите заготовки для облицовки, перил, пола или наличника — они уже будут хорошо сформированы, отшлифованы и в целом готовы к использованию.
Как и в случае с покупкой готовой педальной доски, мы используем картон для замера необходимых размеров педальной доски. Запасаемся непосредственно заготовками, пилой или лобзиком, дрелью, с помощью которой делаем отверстия для крепления, рулеткой и карандашом. По нашим меркам прорезаем щели до дна: их можно сделать либо нанизать с одного конца на другой, образуя сплошное дно, либо сформировать несколько рядов примочек, оставив между ними некоторое пространство. Это разнообразит внешний вид конструкции и позволит использовать свободное пространство для протяжки кабелей.
Соедините нижнюю часть и опоры педальной доски: одну из них можно удлинить так, чтобы педальная доска не была параллельна земле, а слегка наклонена по отношению к игроку.
Между нижними щелями на поблекшей стороне можно приклеить одну или две планки, что повысит жесткость конструкции.
Затем покрасьте всю конструкцию в любой цвет.
Финальный тест педалей эффектов.
А теперь поговорим о том, как лучше всего прикрепить гаджеты к поверхности педалборда. Самым популярным и оптимальным вариантом на наш взгляд является использование ленты Velcro .
Жесткую сторону ленты приклеиваем к педальному борту, а мягкую — к самим педалям (это позволит использовать их без педального совета, не царапая покрытие пола) — старайтесь, чтобы площадь контакта была как можно больше.
Другие варианты крепления — двусторонний скотч, пластиковые стяжки, клей — имеют множество недостатков: одни ненадежны, другие дороже и трудоемки, жесткие клеевые крепления полностью лишают вас возможности изменить расположение или большой арсенал педалей на плате без ухудшения ее внешнего вида.
После того, как вы подумали о том, как установить педали, остается окончательная отделка. Для начала прикрутим резиновые ножки, которые не позволят нашему самодельному педалборду ерзать на полу и убегать от нас все дальше и дальше после каждого нажатия на педаль эффектов.
Финальная сделка: подготавливаем коммутационные кабели и просверливаем под них отверстия.
Кстати, такая конструкция открывает возможности для экспериментов: вместо традиционного обычного блока питания на скрытой стороне конструкции можно закрепить обычный бытовой удлинитель или сетевой фильтр :))
В чем разница между покупкой имеющейся в продаже педальной доской и ее изготовлением самостоятельно? Все достаточно просто:
- Самостоятельное изготовление обычно дешевле и в разы интереснее, но…
- Серийные модели выглядят привлекательнее, они надежнее.
- Большинство готовых моделей педалбордов выполнены в виде кофра, то есть имеют верхнюю крышку. Носить удобнее и безопаснее.
- В результате готовые гардеробные педали-сундуки имеют ручки для удобной транспортировки — вам придется покупать сумку или носить ее в рюкзаке для самостоятельного устройства.
Типы
Не будем углубляться в классификации автора, любящего придумывать бренды для своих линейок, а разделим педали на несколько основных типов. Для тех, кто знает английский, продюсер и преподаватель Рик Беато подробно объясняет значение классификации в видео. Эта классификация оказывается наиболее удобной для запоминания.
Звуковысотные эффекты
Примерами являются питч-шифтер, октавы и вамми. Этот тип эффекта позволяет сдвинуть исходную ноту на указанное количество полутонов. На выходе вы получаете исходный сигнал со смещенной высотой тона или просто ноту со смещенной высотой тона.
Тоновые эффекты
К ним относятся различные овердрайвы (кранч, овердрайв, дисторшн, фуз), педали вау, эквалайзеры, бустеры, компрессоры. Самый знакомый эффект для новичков — это перегрузка. Его значение в том, что сигнал начинает искажаться по амплитуде и насыщается дополнительными гармониками. Вы можете встретить его практически во всех рок / металлических композициях и довольно часто в поп-музыке.
Эффекты модуляции
Сюда входят различные хоры, фленджеры и фазеры. Общая идея состоит в том, что определенное количество копий добавляется к исходному сигналу с небольшой задержкой. Эффекты различаются временем задержки и тем, как они работают с фазой сигнала.
Последовательность педалей в педалборде
Неслучайно мы выделили этот момент после описания процесса создания или покупки педальной доски, которому предшествует планирование расположения педалей. Дело в том, что единственно правильного расположения примочек в цепочке эффектов не существует: у каждого музыканта свой музыкальный стиль, современные гитаристы смешивают разные стили, что открывает безграничные возможности для звуковых экспериментов.
Ниже мы перечислим наиболее распространенные педали эффектов в средней педальной плате и поговорим об их традиционном расположении в цепочке эффектов.
Гитарный тюнер
Основа любой цепочки эффектов и того, без чего не может обойтись ни один гитарист, будь то на репетиции, на концерте и тем более при записи. Конечно, гитарный тюнер должен получать максимально чистый сигнал без обработки, чтобы можно было определить высоту звука ноты с максимальной точностью. Ставим однозначно в начало цепочки.
Имейте в виду, что не все тюнеры обеспечивают настоящий обходной сигнал, то есть некоторые из них вносят изменения, даже незначительные, в характер звука. Такие изменения вряд ли будут заметны, но наличие / отсутствие обхода для конкретного педального тюнера следует выяснить заранее.
Многие игроки предпочитают ставить педаль громкости в начале цепи после тюнера — она будет работать так же, как регулятор громкости на вашей гитаре. Будет ли это излишеством или нет, решать вам.
Компрессор
Положение компрессора (как и эквалайзера) — дело вкуса, и лучший вариант для вас можно выбрать только путем экспериментов, проб и ошибок. Большинство музыкантов склонны полагать, что лучшую динамику и наиболее привлекательный сигнал дает схема, в которой компрессор расположен перед овердрайвом, увеличивает сустейн и выравнивает динамику звука инструмента.
После компрессора может быть бустер, педаль, которая усиливает сжатый сигнал от компрессора для дальнейшей обработки основными эффектами.
Pitch-Shifter — это общее название семейства эффектов, принцип действия которых основан на изменении высоты тона: эмуляторы рычагов (Whammy), октавер, гармонизаторы и т.д. Споры об их месте в цепочке эффектов продолжаются и сегодня: мы рекомендуем поэкспериментировать, понять суть работы этих эффектов и самостоятельно определить их место в цепочке.
Субъективно автор материала вывел для себя следующее правило:
- Если доля эффекта Pitch в общем миксе высока, например, как смещение высоты тона Даймбэга Даррелла, гитаристы Korn, Joshua Travis (ранее Tony Danza Tapdance Extravaganza, Glass Cloud, Emmure) сдвигают 100% сигнала акустический, поэтому педаль лучше поставить перед перегрузкой — так эффект будет работать более корректно и чисто;
- Если высота звука, октава или гармония используются только в качестве дополнения к миксу, они звучат тише, чем основной сигнал исходной высоты, поэтому их можно расположить после перегрузки.
Wah- Wah
Фильтры Wah и другие фильтры огибающей должны быть размещены непосредственно перед педалью овердрайва. Эта опция позволяет добиться максимальной естественности звука вау-вау без появления звука «из банка».
В этой точке цепочки чаще всего устанавливается эквалайзер — он позволяет окончательно сформировать основу звука, которая в дальнейшем будет обрабатываться педалью овердрайва.
Distortion/ Overdrive/ Fuzz
Они расположены в середине цепочки и перед эффектами модуляции: если вы поместите педали модуляции перед овердрайвом, вы получите необычно грязный сигнал с огромным количеством паразитных искажений.
Эффекты модуляции
Этот класс включает хорус, задержку, флэнджер, реверберацию и фазер. Последнее, помимо прочего, некоторые экспериментаторы ставят перед овердрайвом педали: это позволяет получить еще более воздушный и космический звук, хотя на частотных характеристиках сигнала и чистоте звука это не очень хорошо сказывается.
Что касается последовательности подключения эффектов модуляции, то даже в этом случае нет жестких правил. Поэкспериментируйте и попробуйте сами найти подходящий звук, и мы дадим классический вариант последовательности:
Хорус-> Фленджер-> Фейзер-> Дилей-> Реверберация
Кстати, установка педали Noise Gate в эту схему до задержки была бы очень грамотным решением: она удалит ненужные искажения, появляющиеся после включения модуляции, и сделает сигнал максимально чистым перед «умножением» и добавлением эха.
В конце цепочки эффектов помещается педаль Tremolo, эффект, который изменяет амплитуду громкости сигнала от 0% до 100% со скоростью, установленной игроком.
Итак, повторяем: эта последовательность только рекомендованная и, по сути, самая популярная. Вы можете выбрать любой другой вариант расположения эффектов на педальной доске, в зависимости от ваших вкусовых предпочтений.
Кстати: как реализованы цепочки эффектов и педалборды известных музыкантов можно посмотреть здесь — https://www.guitar.com/rigs.