Блюз на гитаре Основы теории

Немного о блюзе и блюзменах

К настоящему времени многие уже знают, что блюз — это проявление душевных страданий в музыке. Создано на основе африканской этнической музыки и создано афроамериканскими рабочими плантаций в дельте реки Миссисипи. Если мы обратимся к общедоступным источникам, то обнаружим, что изначально блюз был ритмичным воплем в действии. А первые блюзовые исполнители после отмены рабства в Америке все еще продолжали работать на плантациях и выступали на различных вечеринках, чтобы поесть и выпить.
Однако с конца восемнадцатого века термин «блюз» в некоторых случаях использовался периодически, до тех пор, пока в печати не была опубликована блюзовая композиция «Dallas Blues», автором которой является Харт Венд.
Именно эта композиция имела характерные черты блюза, которые сохранились до сих пор.
В двадцатых годах двадцатого века блюз постепенно начал переходить в шоу-бизнес. Когда звукозаписывающие компании, почувствовав прибыль, начали продвигать первых блюзовых исполнителей или лучших исполнителей.
Говоря о тех временах, стоит вспомнить легенду и личность, с которой связана эта легенда. Это Роберт Джонсон. Пожалуй, это самый загадочный человек в истории блюза, жизнь которого связана с легендой, которая, скорее всего, родила ему самого себя. Когда он внезапно исчез из поля зрения своих друзей на год и вернулся, он рассказал о таинственном перекрестке и своей сделке с дьяволом в обмен на способность играть блюз. Как бы то ни было, влияние Роберта Джонсона на других артистов огромно, его песни исполнялись и до сих пор исполняются многими известными и менее известными исполнителями. Среди них были Эрик Клэптон, Рай Кудер, The Doors, The Rolling Stones, Red Hot Chili Peppers и многие другие.

Стоит отметить, что сам блюз как музыкальный жанр оказал огромное влияние на развитие других современных музыкальных стилей. Рок-н-ролл, джаз, поп, рок. Хард-рок и хэви-метал также находились под влиянием блюза. И многие фразы и приемы блюз-гитаристов нашли свое применение и развитие в различных музыкальных жанрах и направлениях. Что видно из приведенных выше примеров.

Блюзовый квадрат

В основе блюза лежит блюзовый квадрат. Обычно в гармонии используется последовательность из 12 тактов. Базовая последовательность аккордов будет выглядеть так:

Квадратный блюз

Варианты синего квадрата:
1. Во втором такте первый аккорд заменяется четвертым.
2. В десятом такте пятый аккорд заменяется четвертым.

Примечание: четвертый аккорд можно использовать в тактах 2 и 10 или в тактах 2, 9 и 10.

Блюзовый ритм

Когда дело доходит до блюзового квадрата, не забывайте о блюзовом ритме в случайном порядке. В большинстве случаев блюз исполняется в размере 4/4, но используется триоль или случайный ритм. В ритме триоли на каждую четверть приходится по три ноты:

Воспроизведение в случайном порядке аналогично, но без средней ноты:

В нотах перетасовка написана восьмыми нотами:

А чтобы было понятно, что идет тасование, используется следующее обозначение:

Блюзовый лад

Еще одна особенность блюза — режим блюза. Именно эта модальность лежит в основе блюзовых импровизаций, которыми славится современная блюзовая гитара. На изображении ниже мы видим гамму блюза G (G) минор на грифе гитары. От обычной пентатоники она отличается пониженной пятой ступенью.

Кнопка блюза

Это наиболее часто используемая аппликатура блюзовой гаммы, которую очень легко запомнить и легко перенести на другую тональность, просто переместив руку в нужное место на такте. Конечно, есть и другие аппликатуры блюзовой гаммы, но формат этой статьи не предназначен для подробного освещения этой темы.

Блюз табы на гитаре (GTP). Табулатуры блюзовых композиций и обучающих упражнений.

  1. Rhythm Blues Shuffle — Скачать (5 Kb)
  2. Эрик Клэптон — Лейла (таб для гитары) — Скачать (39 Кб)
  3. Шкала блюза ля минор в 5 позициях — Скачать (3 Кб)
  4. Fingerstyle Exercise # 1 — Скачать (3 Kb)
  5. 25 блюзовых паттернов — Скачать (5 Кб)
  6. Фингерстайл блюз соло — Скачать (9 Кб)
  7. Простая и красивая мелодия (ля минор) — Скачать (3 Кб)
  8. Просто упражнение — Скачать (4 Кб)

№1: ритм простыми аккордами

Легкая ритмическая партия:

В аудио примере — на электрогитаре, но можно и на акустике сыграть.

Во вкладках (gp файлы):

квадрат в аккордах ми

E7 и A7 — стандартная аппликатура мажорного 7-го лада (CAGED), B7 — такта 2-го лада (в форме A7).

Квадрат ми мажор. Гармоническая цепь:

  • 1-4 т — E7 (I)
  • 5-6 т — LA7 (IV)
  • 7-8 дней — E7 (I)
  • 9 тонн — В7 (В)
  • 10 м — A7 (IV)
  • 11 тонн — E7 (I)
  • 12 тонн — B7 (V)

В аудиозаписи финальный аккорд (после полосок квадрата) — E7.

Помните, что каждые две восьмые ноты в нотной записи приравниваются к триолям: вы должны играть в случайном порядке. Другими словами, каждые два удара — это тройная цифра.

Используемый в аккомпанементе ритм (блюзовая доля) состоит из следующих ударов:

  • первые два удара — вверх и вниз;
  • третий удар — вниз с демпфированием (удар обозначен во вкладках символом «х»): край ладони правой руки упирается в струны и при этом выполняется медиатор;
  • четвертый выстрел — вверх.

Один аккорд на такт: 4-тактный ритм повторяется дважды.

№3: пауэр-аккорды

Особенно эффектно звучит блюз с пауэр-аккордами:

Первая пятая — два бара:

пятый

Следующие две доли: добавляем 6-й шаг (через лад с пятого): с пятого не убираем 1-й и 3-й пальцы, а добавляем мизинец.

добавить 6-й шаг

Эта аппликатура используется на всех аккордах квадрата. Играть пауэр-аккорды нужно резко: после каждого удара по струнам расслабляйте пальцы на аккорде, слегка приподнимайте их.

12-тактные блюзовые пауэр-аккорды (ля мажор) во вкладке (файл Guitar Pro здесь):

блюз пауэр-аккорды

Пошаговая инструкция как играть блюз

Помимо ритмичной игры аккордов, в блюзе необходимо использовать мелодию. Следующие ноты используются в качестве примера тональности ля минор в движении вверх и вниз по струнам и ладам на клавиатуре:

  1. 1-я струна — 5-й лад; 3 пуговицы; открытым.
  2. Вторая струна — 3 лад; 1 кнопка.
  3. Третья струна — 2 лад, открытый.
  4. Четвертая струна — это второй открытый лад.
  5. Пятая струна — это открытый третий лад.
  6. Шестая струна — это открытый третий лад.

Теперь, начиная с первой струны, все ноты необходимо сыграть в обратном порядке по отношению к открытой струне.

Чередуя аккорды и мелодию, вы сможете освоить блюз в тональности ля минор.

№5: риффы

В этом квадрате находится почти весь «арсенал», рассмотренный в примере n. 4 с небольшими вариациями + оригинальные аппликатуры мажорных аккордов с добавлением дополнений, которые Пол Гилберт любит использовать при исполнении блюза.

Открытки и заметки (скачать здесь):

рифф

Во второй половине второго такта аккорд A проходит дальше по квадрату (те же аппликатуры Гилберта):

Первая ля (ля мажор) — два удара вверх. Не совсем обычное расположение пальцев: мизинцем прижимается 6-я струна, указательная полоса прижимает 4-ю, 3-ю и 2-ю струну, но его верхняя часть приглушает 5-ю струну, 1-я также не участвует в аккорде.

А (ля мажор)

Не убираем пальцы с аккорда, а добавляем к аппликатуре 2-ю и 3-ю секунду (соответственно 11-ю и 6-ю шаги к аккорду). Никак на землю.

сложите 2-й и 3-й пальцы

Мы также играем аккорд D в 6-м такте: аппликатура в 7-й позиции.

В 9 тактах (E) и 10 тактах (D) второй и третий пальцы складываются молотковой техникой: удар медиатором по основному аккорду, а затем добавление второго и третьего пальцев (без ударов по струнам — связаны)

В обороте предложение взято из примера n. 4, но в другом месте. Также в 11 тонн добавлен A7 в аппликатуре E7 (без шестой и первой струн), а в 12 тоннах — дека E9 — E 9/13 — E9.

№2: аккорды с надстройками

К основным мажорным септаккордам, используемым в квадрате, добавляются надстройки (дополнительные шаги — 6, № 9, 13). Они добавляют разнообразия аккомпанементу — создают мелодичные движения (биты) внутри каждого аккорда.

квадратные блюзовые аккорды из 12 тактов с дополнениями во вкладках и нотах (скачать здесь):

соглашения с дополнениями

Гармоническая схема в основных пассажах, как и в предыдущем блоке (№1) — в ми (ми мажор).

1-4 тонны (E):
1 т .: после двух ударов на Е7 — опускается до Е6 (аппликатура не снимается с шеи, а только мизинец перемещается на 2 лада) — и снова 2 раза вверх на Е7; а затем на E (без седьмой, стандартная аппликатура!) — удар вниз с заклиниванием (x) правой ладонью вверх.
2 тонны: две доли (вверх и вниз) на E — одна доля на E7 # 9 (аппликатура E7 сохранена + мизинец нажимает на струны 1 и 2 на третьем ладу) — и затем ритм на E.
3-4 тонны: выполнение на Е повторяется, как в 1-м и 2-м мерках квадрата.

5-6 тонн (A): последовательность вспомогательных шагов как в E, но в A7 аппликатура на 5-м ладу.

7-8 т. (Е): возвращаемся в открытую позицию и снова играем ход первых двух тактов квадрата.

9 М. (B): Такт на 7-м ладу B7 — удар ногой вниз до B7 add13 (в аппликатуре B7 мизинец перемещается на 9-й лад) — и снова ритм на B7.

10t (A): То же движение, что и 9t, но на A7 (5-ладовый такт).

11 минут (MI): повторить 1 м — MI7 — MI6 (1 удар ниже пояса) — MI7.

12 тонов (B): на аккорде B7 №9 (6-я и 1-я струны не играют), ритм триоли — на каждую долю одного такта на три доли меньше; если сложно, можно использовать переменный ход (вверх и вниз).

В коде (в конце квадрата, после 12 тактов) играет аккорд E7 # 9.

В этом квадрате можно сыграть на музыкальной основе из примера n. 1.

Построение мелодии

Когда вы привыкнете к пентатонической аппликатуре, вы сможете приступить к импровизации. Сначала попробуйте сыграть в той же гамме, но с разными ритмическими паттернами. Комбинируйте октавы и каре. Смените направление, «прыгайте» на 1-2 ступеньки лестницы, сделайте перерыв. Через некоторое время ваши руки будут помнить, какая техника звучит хорошо, а какая так себе.

Не забывайте метроном. Ритм очень важен в музыке. Об этом нельзя забывать даже при игре медленных, «тянущих» композиций, а тем более при свинг-драйвовых риффах. Вам может быть сложно и необычно упражняться в игре на метрономе. Но без этого невозможно развить хорошее чувство ритма.

блюз

Попробуйте сыграть на разных позициях. Никто не запрещает менять их во время игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного отличаться. Еще немного поэкспериментируйте и вы получите много интересных мелодий в свою копилку.

Бенд, слайд и вибратто

Ни одна блюзовая композиция не обходится без этих трех техник. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и неповторимой.

Слайд — это простейший трюк. Особенно эффектно это звучит при игре со слайдом (такова терминологическая тавтология). На самом деле вся техника игры сводится к тому, чтобы не снимать трубку со струн, а вести по их поверхности. Всегда есть звук, даже при смене положения руки.

Если поиграть пальцами, суть останется прежней. Например, вы дергаете струну на пятом ладу, издаете звук и затем скользите вниз до седьмого лада. При этом отпускать палец не нужно. Скорость зависит от контекста — иногда нужно выходить быстро, иногда плавно.

Следующий важный прием в блюзе — изгиб. Это изменение тона без изменения тональности. Надавите на струну, а затем проведите ею по грифу. Он тянется и звучит выше. Обычно кривые натягиваются на тон или полутон. Сделать это несложно. Сложная часть — научиться дергать за струны, чтобы полученный звук соответствовал вашей гамме.

гитара

Это очень важный момент. Если вы измените тон только на четверть, он не будет соответствовать мелодии и вызовет диссонанс. Если вы поднимаете струну на полшага, но получаете ноту, которая не включена в вашу пентатонику, снова возникает диссонанс.

Например: между 3-м и 4-м шагом вашей гаммы расстояние составляет всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете удерживать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее до тех пор, пока не станет звучать так, как будто вы играете на 8-м ладу. Вы можете потянуть еще выше — до 9-го лада — и получить 5-ю пентатонику.

Еще одна универсальная техника — вибратто. Когда вы играете длинную ноту (например, четвертую в серии из 8), вы можете придать ей особый цвет, привлечь внимание. Если вы умеете складывать, освоить вибратто будет несложно. Просто увеличивайте и уменьшайте напряжение, чтобы получить ударную характеристику. Вы можете немного изменить тон или получить двухтональную амплитуду. Что и когда это звучит лучше всего, можно понять, только поэкспериментировав.

Этот небольшой материал поможет вам начать работу. А дальше — это просто вопрос практики. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, попробуйте сочинить собственные мелодии, добавить аккорды в композицию, активно использовать кривые и слайды. Лучший способ научиться играть блюз — это играть на нем.

Подготовка к игре

Этот раздел руководства предназначен для всех, кто хочет научиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не требуется — просто бери и играй. Но здесь можно настроить эквалайзер или добавить в цепочку пару педалей, добившись желаемого звучания.

Прежде всего, забудьте об искажениях. Блюзмены используют чистый или слегка нагруженный звук, то есть небольшой овердрайв. Высокий уровень усиления вызовет множество отвратительных шумов и многократно усилит шум через оболочку струны. Он также сжимает поток, обрезая всю динамику блюзового звука.

Есть специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Если вы не можете его найти, используйте обычный овердрайв. Здесь важно не переборщить. В некоторых композициях хорошо себя проявит эффект Wah-Wah. Но на этапе обучения его лучше не трогать.

блюзовый пилот

Второй совет: не загружайте в эквалайзер слишком много частот. Вместо того, чтобы увеличивать средние частоты, лучше уменьшить уровни низких и высоких частот. Этот простой прием даст вам более приятный и естественный звук.

Советы

1. Изучите гармоническую схему квадратного колодца. Научитесь играть на разных тональностях. Для начала используйте обычные мажорные септаккорды.

Используйте квадратные аккорды (I, IV и V) на басовых струнах в качестве ориентира для аппликатуры.

Если корень — это I на струне 6, то корень — это IV на том же ладу и от V до лада на струне 5:

тоник I на струне 6
схема в мажоре

Если корень I находится на 5-й струне, то корень V находится на шестой струне на том же ладу, и через тональность вдоль грифа, соответственно, корень IV.

тоник I на струне 5

2. Создайте блюзовый квадрат со своим аккомпанементом, используя изученные вами техники: обычные аккорды, дополнительные аккорды, пауэр-аккорд и гармонические риффы. Но сначала раскрасьте сетку аккордов в соответствии с рисунком в нужном ключе, чтобы избежать ошибок в последовательности.

3. Выучите несколько раундов, придумывайте свои и используйте их на 12-м квадрате.

Немного из истории блюза


На данный момент очень сложно сказать, кто первым сыграл блюз. Историки утверждают, что первые сочинения родились в девятнадцатом веке, на юге США, среди афроамериканских рабов. Основные истоки жанра — госпел и рабочие песни. Ранний блюз не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и часто исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И отсюда каким-то образом родился жанр, о котором мы говорим.


Кроме того, истоки жанра также лежат в музыке кантри, которая является национальной для народов Северной Америки. Бытует мнение, что до того, как окончательно сформироваться, направление принимало форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20 века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.

Достаточно интересным фактом является то, что теперь характерные для блюза лады слышны не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также у населения крайнего севера России.

№4: пауэр-аккорды с добавлением 6-ой и 7-ой ступеней

Более быстрый темп, риффовая структура (пауэр-аккорды + дополнительный шаг):

Табы для партий гитары:

силовые аккорды + дополнительные отрывки

Квадрат также играет в ля мажоре, но аппликатура находится в открытом положении.

Примечание! На аккордах A и D, помимо части «квинта + 6а и 7а», к басу добавляется еще блюзовая нота (см. 2 т., 4 т., 6 т. И 8 т.). Нота C добавляется к аккорду A5 (b3 в блюзовой шкале A мажор), к D5 — к ноте F (b3 в гамме блюза D мажор).

В 9 томах и 10 томах — пятая + 6 ступеней, как в предыдущем примере, но используется другой ритмический рисунок.

В 11 томах и 12 томах — оборот. Это особый элемент синего квадрата, мы не использовали его в предыдущих примерах.

Таким образом, оборот — это фраза (продвижение аккорда, интервалы, мелодия), которая воспроизводится в конце квадрата, обычно в последних двух тактах. По гармонической схеме: обычно в 11 объемах — на уровне I (тоника) и в 12 объемах — на уровне V (доминанта).

Разворот как бы подготавливает переход к началу квадрата (т. Е. Квадрат повторяется, разыгрывается снова в соответствии с последовательностью).

В нашем примере оборот соответственно для аккордов:

  • 11 томов на A (I) — ноты b7, 6, b6 через основной тон аккорда (A), аккорд A5.
  • 12 тонн на E (V) — силовые аккорды.

Что необходимо для игры блюза на гитаре

При исполнении произведений в смешанном ансамбле следует учитывать, что настройка духовых и струнных инструментов немного отличается, вам нужно будет выбрать тональность, одинаково подходящую для всех. В этом случае не задействуются первые лады гитары, в этом случае используется зажим для облегчения игры. Это устройство снижает потребность в установке планки, что затруднительно для людей с короткими и слегка вытянутыми пальцами.

Для производства звука потребуются медиаторы, но не металлические, а эластичные, чтобы не слышались металлические тона. Пластиковый панцирь и панцирь черепахи хорошо гасят колебания струны. Плоттер черепаховый — дорогой, его использование не всегда оправдано из-за высокой жесткости. Толщина пластика 2-3 мм — этого достаточно, чтобы звук был бархатистым на всех струнах (плетеных и моно).

При использовании электрогитары вам потребуются звукосниматели, стереодинамики с мощными динамиками, усилитель и микшерный пульт, благодаря которым вы можете настроить реверберацию, придающую звуку объем и петли. Добиться объемного звука на 12-струнной акустической гитаре можно без использования современного электрооборудования. Особенность его настройки в том, что каждая струна продублирована, верхняя настроена максимально точно с камертоном, а дублированная — на четверть тона ниже.

Выбор гитары

Иногда блюзовые исполнители используют ударную технику на корпусе гитары, чтобы отбивать ритмические узоры, усиливая афроамериканский вкус музыки. Классическая гитара так долго не протянет. Выход есть: выбрать гитару, у которой резонансная дека защищена оболочкой от конца грифа до вокального голоса. Он закреплен на несколько мм выше одеяла. Каждый щелчок ладонью или медиатором усиливается, как и звук струн. Эта часть также приглушает металлические оттенки.

При выборе в первую очередь следует обратить внимание на отсутствие изгибов на шее, ровность подъема струн над седлами (они не должны касаться седел и быть слишком высоко над шеей). Флаглет обязательно должен быть за порогом 7 лада, звук должен быть чистым, звонким. Лучший инструмент даст аналогичные результаты на других ключах. При ударе костяшками пальцев по параллельным участкам моста к шее звук должен совпадать по высоте.

Регулируемый гриф подходит для новичков, так как эти гитары в основном продаются как потребительские товары. Они дешевле, но качество звука для блюзовых исполнителей им не самое лучшее. Для стабильного и бархатного звучания больше подходят концертные или оркестровые инструменты с клеевым грифом.

Отстройка гитары

Покупая гитару у именитого мастера или фабрики, учитывая все советы по выбору, вряд ли вам понадобится переделывать гитару дальше. Средство не любит чужие руки, лучше покупать новый, неиспользованный. Это избавит вас от разочарований, от необходимости пользоваться услугами мастера по стрижке седел, регулировке шеи.

На начальном этапе вам нужно будет регулярно настраивать гитару до тех пор, пока колки не начнут удерживать натяжение струны на требуемом уровне в течение длительного периода игры. После недели интенсивного использования инструмента растяжение (качественных) струн заканчивается. Низкокачественные не выдерживают.

Тюнеры или камертоны A или Mi помогут настроить гитару. Если вы настраиваетесь с ноты A — тогда:

  1. Высота камертона должна сливаться со звуком пятой струны (второй сверху).
  2. Такой же звук должен быть на верхней струне при нажатии пятого лада.
  3. четвертая струна (D) также на четверть выше по звучанию, чем A, как от A до E. Запертый на пятой струне, пятый лад соответствует звучанию открытой четвертой струны.
  4. третья струна (G) также настроена на пятый лад расположенной над ней струны.
  5. B — вторая струна соответствует 4-му ладу струны G.
  6. лучше всего настраивать первую струну на шестую струну. Несмотря на октавную разницу в тоне, они должны смешиваться.

Настройка инструмента на тюнер не всегда дает наилучший результат, который во многом зависит от характеристик инструмента. Люди с абсолютным музыкальным слухом со временем учатся настраивать инструменты без камертона, что практически недоступно мастерам. Мастер-классы по настройке гитары — хороший способ для новичков избежать ошибок, ведь настроить инструмент можно с помощью приборов, измеряющих количество колебаний струны, соответствующее звуку определенной высоты.

Толщина струн

Выбор длины и толщины струны во многом зависит от конструкции самой гитары, рекомендуемый номер указывает производитель. Для блюза, звучание которого должно быть завораживающим, необходимо использовать металлические струны средней толщины. Широкая тесьма серебряных верхних струн уступает латунным по насыщенности звука. 1-3 слишком тонкие струны дадут ненужный звон.

Звукосниматели

Super Distortion — это двухкатушечный хамбакер, который подавляет фон на частотах 50 и 60 Гц, усиливает звучание средних частот, уменьшает плавление звуков, гасит вибрации во время тремоло, глиссандо, вот почему этот звукосниматель, популярный в 70-х и 90-х годах. 80-е, это интересно исполнителям блюзовых аранжировок на электрогитарах… Подходит тем, кому нужно улучшить басовый спектр звуков. Те, кто предпочитает играть в верхнем регистре, предпочтут Super 2.

Двойной звук — при установке с одиночной катушкой он обеспечивает аналогичные характеристики по устранению мелодии из тонов и вибраций сети. Удобен тем, что он устанавливается ближе к концу шеи, что упрощает его использование в высокотехнологичных играх.

PAF: Основное действие предназначено для среднего регистра звуков, часто используется в сочетании с Super Distortion. Он хорошо сочетается со старомодными ламповыми усилителями, которые не поставляются с системой Mastervolume.

На рынке много качественных звукоснимателей, в том числе универсальных. Главный критерий их выбора исполнителями блюза — совместимость с остальной системой воспроизведения звука.

Усилители

По принципу использования звукоусилители можно разделить на 5 групп:

  1. Комбинированный — многофункциональный.
  2. Предварительные сведения: используются в больших помещениях, устанавливаются вдали от источников звука.
  3. Усилители мощности предназначены для усиления акустических гитар.
  4. Ламповые лампы отличаются хорошими показателями звукоусиления, возможностью регулировки, но они очень капризны и сложны в управлении.
  5. Цифровой усилитель — это устройство для домашнего использования, для фотоаппарата. Не подходит для профессиональных занятий музыкой.

Гитарные эффекты

Искать блюз-гитару на территории России — дело неблагодарное. С помощью специального устройства (bluesdrive) классическому инструменту можно придать характерный звук, состоящий из потрескивающего звука, напоминающего тот, который сопровождает воспроизведение музыки с виниловых пластинок. Есть и другие интересные устройства, которые удаленно изменяют звук гитары с инструмента на усилитель:

  1. Дисторшн добавляет звуку агрессии, резкости, тяжести.
  2. При воспроизведении хард-рока используется овердрайв или овердрайв, это устройство также будет издавать басовый визг.
  3. Fuzz — это эффект ретро в стиле хард-рок.
  4. Wow-Wah придает звуку квакающий звук, напоминающий эффект, производимый саксофонистами, открывая и закрывая рог духового инструмента специальной крышкой или клапаном. Это устройство обязательно понравится джазовым и блюзовым исполнителям.
  5. Задержка задержит воспроизведение звука.
  6. Реверс — создание эха и акустики большого концертного зала в маленькой комнате.
  7. Флэнджеры передают звук авиационных турбин и движение звука, чередуя воспроизведение разных динамиков.
  8. Хор преобразует звучание инструмента в звучание дуэта или большого ансамбля.
  9. Тремоло.
  10. Эквалайзер подсвечивает цвета выбранного штампа при воспроизведении, скрывает ненужные.
  11. Octaver помогает повысить или понизить звук на несколько октав без больших скачков по грифу.

Выбор необходимых эффектов зависит только от личных предпочтений музыканта, стиля игры и выбранного репертуара.

Блюзовая пентатоника

Самое интересное в блюзе — это импровизация. Без него вы не сможете сочинить свою мелодию или приукрасить чужую. А чтобы импровизировать, нужно выяснить, какие ноты у вас есть.

Шкала блюза основана на гамме минорной пентатоники. Еще одно примечание добавляется между 3-м и 4-м шагом. Именно она помогает создать этот очень характерный звук. Спустя десятилетия проб и ошибок блюзмены нашли 5 самых удобных боксерских позиций для игры.

Красная точка — это тоника, основная нота, из которой построена мелодия. Синий такой же дополнительный звук. Выберите любой лад на гитаре и попробуйте сыграть все ноты в каждой позиции по очереди. Даже без дополнительных приемов вы сразу услышите этот особенный характер мелодий.

Постарайтесь выучить все ящики, чтобы пальцы могли легко бегать по канатам «на машине». Если постоянно думать о том, что сдерживать, в импровизации не может быть никаких сомнений.

Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля

Слушать


Конечно, прежде чем играть в каком-либо жанре, необходимо его послушать, а главное, послушать классику этого направления. Ниже приведен список мировых альбомов блюзменов, которые вам обязательно стоит включить в плейлист, если вы хотите понять, как все-таки звучит блюз.

  1. Роберт Джонсон — Полное собрание записей (1990.)
  2. Мадди Уотерс — Антология (2000.)
  3. Howlin ‘Wolfe — The Ultimate Collection (2007.)
  4. Джон Ли Хукер — Лучшее из Джона Ли Хукера (1992.)
  5. Ти-Боун Уокер — Блюз бурного понедельника: The Essential Collection (1998.)
  6. Эрик Бибб — Хороший материал (1998.)
  7. Биби Кинг — Последний сборник (2005г.)

Блюзовый ритм

В основе блюза, помимо классического 4/4, лежит особый ритм, называемый перетасовкой. Его точка зрения состоит в том, что каждая доля такта делится на три части, а не на две, с паузой для каждой второй доли.

То есть это выглядит так: один — пауза — два — один — пауза — два — и так далее.

Когда вы играете песню в высоком темпе, а также слушаете классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритм-паттерна.

Чтобы применить полученные знания на практике, ниже представлены восемь случайных ритм-гитарных риффов, которые являются стандартными и, следовательно, полезными для создания будущих композиций.

уроки блюза 1
уроки блюза 2
уроки блюза 3

блюз ритм 2

блюз ритм 3

блюз ритм 4

блюз ритм 5

блюз ритм 6

блюз ритм 7

блюз ритм 8

Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.


Помимо самих фразовых стандартов, есть также последовательности блюзовых трезвучий, которые придают музыке очень характерное звучание, а в ритме перетасовки они дают чистейшие Blue Devils, о которых все говорят.

Например, очень популярна такая гармония:

МА — СОЛЬ — РЕ — ЛА

И все его производные, образованные разными комбинациями этих аккордов. Эту последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train — Ballad for Belzebub вместе с сольной партией блюза и губной гармошкой.

Есть еще одна очень простая последовательность:

Em — G

именно на этих двух аккордах звучит легендарный шедевр Джонни Кэша Personal Jesus.

В общем, чтобы понять, как строится гармония блюза, нужно немного углубиться в теорию музыки. Весь жанр построен на последовательности I — IV — V, т.е тоника — субдоминанта — доминанта. Основной тон — это первая нота каждой гаммы. Субдоминанта — соответственно четвертая, а Доминанта — пятая.

То есть, если мы говорим, берем тональность ми мажор, последовательность аккордов будет выглядеть так:

MI — LA — H

Тренировка игры под минус

тренировка с меньшими затратами
Но, конечно, для блюза нужно понимать, как играть соло, поэтому и был создан этот раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые песни, которые вы можете играть прямо из браузера, играть и импровизировать вместе. Это отличная практика для отработки тасовки и пентатоники, которые лежат в основе этой тенденции.

Блюзовая пентатоника

Но эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на нем строятся характерный звук и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже приведены пять классических рамок пентатоники, которые вам нужно научиться играть блюз — как аккорды, так и соло.

шкала блюза

блюз гамма 1

шкала блюза 2

блюз гамма 3

блюз гамма 4

Приемы игры

Конечно, в этом жанре используются различные техники игры на гитаре. Кто-то чаще, кто-то реже, но каждому есть где остановиться.

  1. Вибрато. Его суть состоит в том, чтобы немного «качнуть», играя на струне на ладу, в результате получается яркий звук. Этот прием используется, чтобы подчеркнуть акцент или важную ноту в композиции.
  2. Бенд — канатный подъемник. Суть в том, что с этим движением высота ноты повышается и меняется на другую. Существуют разные типы изгибов, в зависимости от того, насколько сильно натянута струна. Эту технику стоит использовать с осторожностью, потому что она не будет звучать везде и не всегда — например, если в тональности отсутствует вытянутая нота, будет звучать бэд-бит.
  3. Горка. Эта техника состоит в том, чтобы нанести удар по одному ладу, а затем, не отпуская струны, «скользить» по другому. Его часто используют в блюзе и кантри, есть еще особенность — слайдер, а также подвид гитар — слайд-гитары, техника игры на которых как раз и основана на этой технике.
  4. Молоток и отрыв. Техника этих приемов состоит, в первом случае, в ударе медиатором по струне, а затем в ударе пальцем левой руки по соседнему ладу, пока струна все еще играет. Во втором случае палец нужно отпустить, слегка приподняв ключ. Это очень популярная техника, позволяющая играть мелодичные соло.

Разбор других песен

Для гитариста нет лучшей практики, чем анализировать песни других исполнителей. Убедитесь, что вы делаете это, когда играете блюз, потому что вы можете многому научиться из таких композиций, от отдельных фраз до целых гармонических идей и отклонений от стандартов.

Работа над фразировкой

Любой учебник по блюзу скажет вам, что фразировка — это главное в этой музыке. Работайте над каждым воспроизведением и каждой фразой, которую вы вставляете в свою песню. Классический вариант построения сольной партии в блюзе — это «вопрос-ответ», то есть первая часть должна задавать вопрос, а вторая — решать его. Однако, анализируя композиции, вы можете нарисовать для себя огромный пласт других вариантов предложений, которые не следуют этой концепции.

Источники

  • https://strunader.ru/blyuz-na-gitare-osnovy-teorii/
  • https://pereborom.ru/kak-igrat-blyuz-na-gitare-uroki-blyuza-dlya-nachinayushhih/
  • https://mirgitar.com/kak-igrat-blyuzovyj-kvadrat-na-gitare.html
  • https://proguitaru.ru/igra-na-gitare/kak-igrat-blyuz-na-gitare/
  • https://music-education.ru/kak-igrat-blyuz-na-gitare-osnovy-improvizacii/

Оцените статью
Блог об игре на гитаре
Adblock
detector